Семейскому селу Окино-Ключи 250 лет Село Окино-Ключи Бичурского района Республики Бурятия находится 50 градусов северной широты, 107 градусов восточной долготы, то есть в южной части Забайкалья. Оно, как и другие населенные пункты района, не могло оказаться вне социально-экономических и политических процессов, протекающих в стране. Западное Забайкалье является одним из экономических центров Юго-Восточной Сибири. Но процесс хозяйственного и политического развития края изучен недостаточно. В исторической литературе чаще проводят комплексные исследования. Упускается роль и участие отдельных населенных пунктов в процессе исторического развития. Без изучения истории отдельных сел, городов невозможно всестороннее исследование истории Бурятии. Привлечение новых материалов, расширение круга рассматриваемых вопросов, анализ протекающих процессов в отдельном селе помогут создать более полную картину развития Сибирских регионов. Тема малой родины всегда актуальна, так как человека, где бы он ни жил, в каком бы возрасте не пребывал, всегда будет интересовать история того места, где он родился и вырос. Сегодня очень важно изучать историю малой родины, так как ещё живы люди, которые помнят о разных событиях. Историей Окино-Ключей можно гордиться — село было активным участником многих выдающихся событий страны. Наше село образовалось во второй половине 18 века. Прошло 250 лет, накоплено множество интересных фактов из истории края. Название Окино-Ключи состоит из двух частей. Значение второй части понятно — село построено на подземных родниках (ключах), а вот слово «Окино» интересует. Что оно обозначает? При беседе со старожилами (Алексеев Антон Андронович, ему было 104 года) узнаем, что слово «Окино» напоминает большую реку Оку, откуда, якобы, родом далекие предки наши. Но есть другая версия, более убедительная. Материалы К.Л. Аюшева и Б.Р. Ганжурова рассказывают о переселениях из Монголии, конкретно о тайше Ухине и о его людях, перешедших в подданство России. В конце 16 века приходит в упадок Великая Монгольская империя. Начались междоусобные войны внутри Монголии. А причиной этому были политический разлад, личные амбиции князей, децентрализация духовной власти. К началу 17 века положение монгольских племен не было стабильным. Появилась новая сила — маньчжуры. К этому времени относится выход из Монголии части бурятов, цонголов, сартулов, табангутов и т.д. (Описание выхода Ухина из Монголии можно найти у ученого ламы-астролога Тойн Гуши, жившем в 17 веке. В его работе — второй выход Ухина — это 1694 г.). Ухин перешел в Российское подданство и в 1708 г. был назначен первым тайшой на государственном жаловании. В 1711 г. Ухину и его спутникам были выданы три земельные дачи — территории от левого берега Селенги до левого берега Чикоя. Значит прибывшие переселенцы в 1767 г. (семейские) заселились на землях, которые принадлежали Ухину — тайше. (по-русски имя Ухин звучит Акин, пишется Окин, значит и речка в честь его имени Окинка). Поселение семейских было названо Окинская деревня (Окин — деревня). П.А. Ровинский в работе «Материалы для этнографии Забайкалья» Известия СОРГО, Иркутск,1873 г., т. 4, № 2, стр. 99–101, 113–132 пишет: «Самое густое население по Чикою, по Хилку, по Селенге с того места, где она делает заворот на запад. Хилок и Чикой в вершинах заселены гуще, чем устья, перед которыми они поворачивают на север: первый (Хилок) от Окино-Ключей, второй (Чикой) — от устья Кирана». «Семейские сели на ключах, близ реки сухой, у самого южного колена Хилка: там жил в то время богатый и знатный бурят Акин (Ухин). Позже — Окин, именем которого и названа речка — Акинка, текшая в Хилок, текущая только весной и во время сильных дождей» (Ровинский П.А.). В декабре 1794 г. Иркутское Духовное начальство затребовало от населения староверов сведения. Старообрядцы должны были ответить на пятнадцать пунктов: когда они приведены, в какие места приселены, когда приселены, все ли они в то время были старообрядцами или нет, из рожденных из них самих не перевелись какие в правоверие, из правоверия здешние не перевелись ли к ним в старообрядчество, сколько селений их, каждое как называется, именно где точно каждое находится, сколько их, «мужска и женска» пола, живут между правоверными или особо. Требовалось на все пункты взять «достоверные письменные объяснения» и доставить их святейшему правительствующему Синоду. В 1795 году крестьяне-старообрядцы всех 30 селений, где они были поселены в Забайкалье, представили в Иркутскую духовную консисторию уникальные в своем роде данные. Ответы стали поступать с января 1795 г. Важно то, что в этих материалах точно указан год их поселения, а в списке поселенных, составленном значительно позже, имеются фамилии. Старообрядцы Окинской деревни сообщают, что пришли они в 1767 г. из Польши с рек Сожи и Боха, городов Гомеля и Хмельника в количестве 50 мужского и 64 душ женского пола и были поселены в Окинском Ключевском десятке. В Окинскую же деревню были переселены в том же году старообрядцы — беспоповцы толку Федосеева из Польши и Украины, с реки Днестра и городов Горохова, Бара и Бердича. В Окинскую деревню прихода Кударинской крепости Христорождественской церкви Урлуцкого ведомства Ключевского десятка были поселены: Меркурий Герасимов 1, жен. - 2. Евдоким Куренков 3,жен. – 3. Иван Швецов 3, жен. – 8. Кирилло Коробейников 7, жен. – 4. Акинф Разуваев 5, жен. – 6. Евтихей Коробенков 2, жен. – 3. Козьма Разуваев 4, жен. – 4. Артемон Судейкин 4, жен. – 3. Захар Поймаков 2, жен. – 3. Прокопей Поляков 4, жен. – 4. Марко Алексеев 3, жен. – 10. Андрей Будников 4, жен. – 1, Влас Филатов 2, жен. – 3. Сидор Киприянов 3, жен. – 6. Кузьма Судейкин 3, жен. – 4. В той же Окинской деревне жительство имеют выведенные из Польши поселенные толку Федосеева: Яков Герасимов 1, жен. – 2. Ефим Яковлев 1, жен. – 1. Филипп Осташев 3, жен. – 6. Иван Бологов 3, жен. - 5. Савин Симонов 5, жен. – 3. Михайло Коноваленков 2, жен. – 2. Из-за недостатка земли, воды, лугов, пастбищ им приходилось искать новые места и переселяться. Так жители Окинской деревни испытывали трудности: тайга, маловодная пересыхающая в жару речка, косогоры — не давали возможности увеличить количество пахотной земли, пастбищ. Не было мельницы. Поэтому стали искать новое место поселения. В 15 верстах, ближе к Ключевской деревне (ныне — Старые Ключи), где били ключи (родники), образуя речку, на которой позднее сделают запруды. Поставят водяные мельницы, распашут целину. Не в один год происходило освоение земель, но образовалось Окино-Ключевское поселение (позже — Окино-Ключи). Содержание статьи основано на работах Ф.Ф. Болонева, П.А. Равинского, В.М. Пыкина. Надежда Коробенкова, краевед (с. Окино-Ключи) «Бичурский хлебороб». № 25 (8129). 30 июня 2017 г.
Добавить метку
Загружено 11 дн. назад - Ссылки - Пожаловаться на содержание


О сайте Правила Помощь Реклама Разработчикам Обратная связь