ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА о поселении старообрядцев ( семейских) в Забайкалье и о значении их культурно-хозяйственной деятельности на Востоке России Заселение Забайкалья русскими, в том числе старообрядцами, происходило в русле российской государственной геополитики, целью которой было закрепление России на восточных рубежах и культурно-хозяйственное освоение этого края. Старообрядцы в эти места были приведены насильственно под присмотром военных команд целыми семьями, вот почему за ними и закрепилось название «семейские». Они стали невольными участниками процесса колонизации Забайкалья, понимаемого в исторической науке как земледельческое освоение. Эти старообрядцы были поселены в Забайкалье в период 1765-1768 гг. Одна из первых крупных групп была расселена в Тарбагатайских пяти деревнях (Тарбагатайской слободе, Бурнашевской, Десятниковской, Куйтунской, Куналейской) в 1765 г. в количестве 820 человек или 230 семей. В последующие годы какая-то часть староверов из этих деревень переселяется в другие селения (Надеино, Новая Брянь, Жирим). [Государственный архив Иркутской области. Ф. 50. оп. 7. д. 40, лл. 1-60. Государственный архив Республики Бурятия. Ф. 207. оп. 1. д. 1616, лл. 199-214]. Следующая более многочисленная группа старообрядцев была поселена на Чикое, Урлуке в конце 1766 и в феврале 1767 гг., а также в Мухоршибирских деревнях. Заселение старообрядцами мест по Хилку происходит в 1767-1768 гг. По данным Ведомости генерал-майора П. Ивашова, составленной в 1768 году и найденной Н.Н. Покровским, сообщается, что по Хилку и по Тугную в 1768 году в семи селениях было поселены 680 душ, а по Чикою в девяти селениях – 1188 человек. [Покровский Н.Н. К истории появления в Сибири забайкальских «семейских» и алтайских «поляков» // Известия Сибирского отделения АН СССР, 1975, № 6. вып. 2, с. 111]. По данным красноярского историка Г.Ф. Быкони в начале 1795 года в двух уездах (Верхнеудинском и Доронинском) числилось старообрядцев 2437 муж. пола и 2578 жен. пола, которые проживали в 709 дворах и 30 деревнях [Ф.Ф. Болонев Старообрядцы Забайкалья в XVIII-XX вв. Новосибирск, 1994, с. 55]. С поселением семейских начинается активное освоение Западного Забайкалья. Архивные документы, чиновники и путешественники свидетельствуют, что возложенные на старообрядцев правительством задачи освоения Забайкалья и создание в нем устойчивого хлебопашества они с честью выполнили. Доказательством тому служат отзыв губернатора Восточной Сибири Н.И. Трескина: «Пример редкого трудолюбия, прилежания к хлебопашеству подают поселенные в Верхнеудинском уезде старообрядцы. Они поселены лет за 40 на местах песчаных и каменистых, где даже не предвиделось возможности к земледелию, но неусыпное трудолюбие их и согласие сделало, так сказать, и камень плодородным. Ныне у них лучшие пашни и их хлебопашество составляет не токмо изобильное содержание, но есть главнейшая опора Верхнеудинского и Нерчинского уездов». Позднее на их трудолюбие и хозяйственный опыт в хлебопашестве будет опираться другой губернатор Восточной Сибири Н.Н. Муравьев-Амурский, осваивая, Якутско-Аянский тракт, Приамурье и Приморье. К тому же к середине XIX в. их количество увеличится до 17, 9 тыс. человек. Писатель и этнограф С.В. Максимов, совершивший путешествие в Забайкалье и на Амур, пишет: «С 1857 г. в течении 9 лет семейские неустанно, беспрекословно и без особых ущербов для себя, своим хлебом кормили Амур и не только отдавали муку и хлеб даром, но и приплачивали еще… за доставку до Читы вольным вощикам»… [Максимов С.В. Сибирь и каторга. СПб., 1871, ч. 1, с. 324]. А позднее семейские крестьяне примут активное участие в заселении Дальнего Востока. На Амуре и в Приморье появятся села, основанные семейскими, но с бурятской топонимикой (Тарбагатай, Куналей и др.). Таким образом, старообрядцы Забайкалья внесли свой весомый вклад в освоение этого богатого региона, обладая более высокой культурой земледелия, адаптируясь в местную природно-климатическую зону, они многое переняли из скотоводческой практики бурят, завязав с ними, хорошие хозяйственно-бытовые и торговые отношения. На Дальнем Востоке возникнут такие же связи и взаимовлияния с местными народами, восприняв их способы охоты и рыболовства. Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что появление первой большой группы семейских в Бурятии относится к 1765 г. А 2015 г. является знаменательной датой 250-летия их поселения за Байкалом. Зам. директора Института археологии и этнографии СО РАН академик РАН В.И. Молодин Главный научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН доктор исторических наук Ф.Ф. Болонев
Добавить метку
Загружено 3 лет назад - Ссылки - Пожаловаться на содержание


О сайте Правила Помощь Реклама Разработчикам Обратная связь