Размещено 14:35 19.11.2016

Семейские вчера, сегодня и вовеки православные

 

Доклад зачитан на Круглом столе Общественной палаты Республики Бурятия 8 ноября 2016 года. Я, Андрей Юрьевич Торощин, председатель Десятниковской старообрядческой общины Русской Православной Старообрядческой церкви.

Моё село

Селу Десятниково 2 сентября 2016 г. присвоено звание самая красивая деревня, не только по Сибирскому округу, но самое красивое село по России. И таких сел в Республике Бурятия много: село Бичура  является одним из самых больших сел не только в нашей стране, но и в мире, а улица в нём протяженностью 18,5 км занесена в книгу рекордов Гиннесса, как самая длинная в мире.

Старообрядцы

Старообрядцы Забайкалья стали известны под названием «Семейские» из-за особенности их переселения и проживания целыми семьями. Вот уже более 250 лет «Семейские» поражают своим трудолюбием, крепкими устоями и истинно русской красотой. Как сказал наш президент В.В. Путин «исконно русская вера – это старообрядчество». Старообрядцы - семейские Бурятии в их числе и вручил нашему Архиерею Московскому и всея Руси старообрядческому Корнилию Орден Дружбы. Наш митрополит Русской Православной Старообрядческой Церкви является членом Совета по делам Религии при президенте Российской Федерации.

В 2001 году в Париже ЮНЕСКО признало культуру семейских шедевром нематериального наследия всего человечества.

Русские – старообрядцы создали Россию. До 1666 г. все были старообрядцами. Как сказал великий писатель Солженицын «Пока Россия не вернется к своим истокам и не будет уважать своих предков, добра в России не будет».

В Республике Бурятия проживают около 200 тысяч старообрядцев из 980 тыс. населения. Благодаря духовной культуре «Семейские» сохранили уникальность традиции и веру.

Семейские неукоснительно соблюдают все церковные праздники, приучая к этому детей, и пища у них была согласно установленных церковных законов.

ЮНЕСКО признало культуру семейских «Шедевром» благодаря тому, что семейские опираются на три основания в детском воспитании – это старославянский язык, крюковое знаменное пение, историю и культуру семейских.

 Благодаря этому семейские сохраняют свою идентификацию на протяжении несколько веков. Крюковое знаменное пение нам на Русь пришло из Византии в 10 веке. Оно очень сильно отличается от современного пения по нотам. Вместо нот у семейских знамена. В одном крюке может быть даже восемь нот. В семейском песнопении большой аспектр напевок, попевок и гласов. Гласы чередуются неделями с 1-8 глас. Очень красивое Литургическое пение на Господские, Богородичные и Великие праздники, такие как Пасха, Рождество, Крещение Господне и т. д. 

У нас в семейских селах, в которых до 1930-х годов действовали свои школы, которые были все закрыты или национализированы. И что видим сейчас, когда нет этого воспитания: повысилась преступность в детском возрасте, не говоря о взрослых. Приведем примеры из таких больших районах, где  компактно проживают семейские - Бичурского и Тарбагатайского. В Шалутах в 2012 году четырехклассники изнасиловали первоклассницу. В 2013 году Надеено пятилетняя девочка утопила девочку трех лет. В Новостретенке в мае 2014 года погиб мальчик 10 лет и таких примеров много. Вот к чему приводит бездуховность и незнание своей истории и культуры семейских. Это есть показатель современного отношения Правительства к  семейским.

Пока в семейских селах не ведут детское образование по истории и культуре семейских, бездуховность будет продолжать уничтожать наш Генофонд.

Современное Российское государство признало преемственность правления Советского Союза, поэтому разрушенные церковные здания и уничтоженную традиционную русскую духовность естественно должны возродить, финансировать и вернуть нашим детям и  внукам.

Наши ученые из Бурятии везде в своих трудах пишут, что у семейских было «несколько десятков согласий» и множество разного рода несуразиц, но на самом деле согласий не более 5 - 6. Даже не было и десяти. Считаю, что в рабочей группе по созданию учебно-методического комплекта по истории культуры семейских обязательно и непременно должны быть представители РОО «Общество культуры семейских РБ» и представители семейских районов.

Я обращался к депутатам из семейских районов по поводу издания детской книги «Семейские сказки», все обещали выделить к 250-летнему юбилею поселения семейских в Бурятию в 2015 году и в 2016 году на 350-летие города Улан-Удэ (Верхнеудинска) и до сих пор обещают, не могут выделить даже 50-70 тысяч рублей на «Сказки семейских». А с изданием учебно-методического комплекта по истории и культуре семейских уже 10 лет ничего не делается.

Чем наши депутаты от семейских районов занимаются кроме обещаний, если даже на традиционное детское воспитание не могут найти деньги. А дети - это наше будущее. Какие будут дети такое наше будущее. В Республике Бурятия проживают около 160 народов и «семейские» умеют уживаться со всеми народами, где бы они не оказались, достойны удивления и подражания. И не случайно один из лучших современных русских писателей наш земляк Валентин Распутин сказал проникновенные слова благодарности семейским за то, что они сохранили русскую культуру и это защищает отечество.

Мы, семейские, сохранили исконно русские традиции, обычаи и культуру русского народа, которую 350-лет подвергают репрессиям и уничтожениям, уничтожают культуру исконно русских людей - старообрядцев. И в свете демократизации общества требуем должного уважения к нам и нашей культуре. Неужели демократическое общество не подымет вопрос об унижении миллионов российских людей по религиозному признаку на протяжении 350-лет? Приведу следующие слова Великих людей:

«Я имею в виду, конечно, русскую инквизицию: потеснение и разгром устоявшегося древнего благочестия, угнетения и расправу над 12-ю миллионами наших братьев, единоверцев и соотечественников, жестокие пытки для них, вырывание языков, клещи, дыбы, огонь и смерть, лишение храмов, изгнание за тысячи верст и далеко на чужбину  - их, никогда не взбунтовавшихся, никогда не поднявших в ответ оружия, стойких, верных древлеправославных христиан, их, кого я не только не назову раскольниками, но даже и старообрядцами остерегусь, ибо и мы, остальные, тотчас выставимся тогда всего лишь новообрядцами. За одно то, что они не имели душевной поворотливости принять поспешные рекомендации сомнительных заезжих греческих патриархов, за одно то, что они сохранили двуперстие, которым крестились вся наша Церковь семь столетий, - мы обрекли их на гонения, вполне равные тем, какие отдали нам возместно атеисты в ленинско-сталинские времена, - и никогда не дрогнули наши сердца раскаянием!

И сегодня в Сергиевом Посаде при стечении верующих идет вечная неумолчная служба над мощами преподобного Сергия Радонежского, - но богослужебные книги, по которым молился святой, мы сожгли на смоляных кострах как дьявольские. И это непоправимые гонение – самоуничтожение русского корня, русского духа, русской целости – продолжалось 250 – лет (не 60, как сейчас) – и могло ли оно не отдаться ответным ударом всей России и всем нам?»

(Из послания Третьему Собору Зарубежной Русской Православной Церкви 1974 г.)

«… И когда же дойдет до истинного примирения с нашей кореннейшей ветвью, со старообрядцами? Не до «прощения» их, а принесения им раскаяния за жестокие гонения в прошлом. Неужели и сегодня, когда вся разоренная Россия не ведет, быть ли ей, в эту великую русскую Беду, - мы и тут все не можем из гордыни признать ту древнюю тяжбу надуманной?»

(Россия в обвале.- М., 1998.- С. 184) А.И. Солженицын.)

В Якутии «Олонхо» тоже признано ЮНЕСКО как и мы, семейские, «Шедевром устно нематериального культурного наследия человечества». В России всего лишь 2 народа удостоены такого высокого звания. Только «Олонхо» 400 млн. руб. в год получают на возрождение, а семейским в Бурятии о 10-й части того только могут мечтать и выслушивать обещания наших чиновников, Народного Хурала и Правительства Бурятии.

Мы за равноправие и правду. Проект концепции Государственной поддержки Республики Бурятии развития этнокультурного образования семейских, мне понравился,  и я его поддерживаю. Так как считаю, что мои дети должны знать культуру и историю своих дедов и прадедов, которые были сосланы в 17 веке в Забайкалье и внесли большой вклад в развитие сельского хозяйства и экономики Республики Бурятия. И вся наша сила в сёлах и их надо поддерживать и помогать всеми силами. И нисколько не отставать по государственной поддержки по программам и подпрограммам из Якутии «Олонхо». 

Я думаю, что мой доклад проникнет до глубины души всех семейских, кто неравнодушен к нашей культуре семейских, ведь семейские считаю, что ЭТО СТОЛБЫ И УТВЕРЖДЕНИЕ всего старообрядчества.

Закончу свой доклад словами из телеграммы Президента Российской Федерации В.В. Путина к старообрядческому митрополиту Московскому всея Руси Андриану, епископату, клирикам и мирянам Русской Православной Старообрядческой Церкви.

«….Важно, что сегодня вы бережно сохраняете свою веру, традиции древнерусской и древнехристианской культуры, стремитесь развивать конструктивный диалог с государством и представителями других конфессий. 

Уверен, что Русская Православная Старообрядческая Церковь и впредь будет содействовать укреплению в России гражданского мира и согласия, утверждению высоких духовных и нравственных ценностей. Желаю вам успехов и всего самого доброго».

 

С христианской любовью и глубоким уважением председатель Десятниковской старообрядческой общины Андрей Юрьевич Торощин. 

Сообщение было удалено.
Сообщение было удалено.
 

О сайте Правила Помощь Реклама Разработчикам Обратная связь