Состояние и
актуальность сохранения и развития этнокультурного образования семейских
Республики Бурятия
(Доклад
зачитан на Круглом столе Общественной палаты Республики Бурятия 8 ноября 2016
г.)
Общественная
палата призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан,
общественных объединений, органов государственной власти и органов местного
самоуправления в Республике Бурятия при решении важных вопросов, в том числе
социального развития, защиты прав и свобод граждан и демократических принципов
развития гражданского общества в Республике Бурятия посредством:
-
выдвижения и поддержки гражданских инициатив, имеющих республиканское значение
и направленных на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов
граждан и общественных объединений, в том числе право на этнокультурное
образование народов проживающих в Республики Бурятия;
-
выработки рекомендаций органам государственной власти Республики Бурятия при
определении приоритетов в области государственной поддержки общественных
объединений и иных объединений граждан Российской Федерации, деятельность
которых направлена на развитие гражданского общества в Республике Бурятия.
7
августа 2015 г. при поддержке Правительства и общественности Республики Бурятия
прошел Всероссийский Этнофорум «Всестарообрядческий съезд», в котором приняли участие
старообрядцы из многих регионов России, ближнего и дальнего зарубежья.
Отличительной чертой Этнофорума стало участие в его работе патриарха
Московского и всея Руси Русской Древлеправославной Церкви Александра (Калинина)
и митрополита Московского и всея Руси Русской Православной Старообрядческой
Церкви Корнилия (Титова), представителей старообрядческих общественных и
религиозных организаций.
На Этнофоруме была принята резолюция с
учетом социально-экономических и политических изменений в государстве, а также
инновационных процессов в образовании, было подчеркнуто, что реальность
российской образовательной культуры начала XXI века представляет собой
уникальное сочетание образовательных культур и ценностей и рассматривает
культуру старообрядцев в качестве важнейшей духовной основы российской
цивилизации, обеспечивающей ее целостность и национальную полиэтничную
идентичность.
Не случайно
старообрядчеству в последние десятилетия уделяется столь пристальное,
заинтересованное внимание во всём мире. Старообрядцы расселились почти по всем
континентам земли. Они компактно проживают в более 20-ти странах мира. Их
преданность вере отцов, их умение уживаться со всеми народами, где бы они ни оказались,
достойны удивления и подражания. И не случайно один из лучших современных
русских писателей наш земляк Валентин Распутин сказал проникновенные слова
благодарности старообрядчеству за то, что оно, сохраняя русскую культуру,
защищает Отечество.
В 1997 г. первый Президент Республики
Бурятия Л.В. Потапов выступая на первом съезде народов Республики Бурятия в
своем выступлении сказал: «Специальным разделом республиканской программы
должны быть меры, направленные на возрождение и развитие семейских, которые
представляют собой отдельную этнографическую единицу в составе русского народа.
Семейские Забайкалья имеют спецефические особенности в языке, культуре, быту, в
традициях и образе жизни, в форме хозяйственной деятельности, художественного
промысла. Возродить и развивать лучшие черты жизни семейских с учетом новых
условий, новых требований – наша задача».
В
современный период этноконфессиональная группа семейских составляет порядка 200
тысяч или 20 % населения Республики. В Бурятии семейские компактно проживают в
Бичурском, Заиграевском, Мухоршибирском, Тарбагатайском, Селенгинском,
Кижингинском Хоринском, Кяхтинском районах, городе Улан-Удэ и дисперсно по всей
республике. Семейские также компактно проживают в Красночикойском районе и
дисперсно во многих районах Забайкальского края. Общие проблемы и задачи по
детскому воспитанию у семейских Республики Бурятия со старообрядцами Алтайского
края, Республики Алтай и Усть-Цилемского района Республики Коми.
В 2001 г. в Париже, духовная культура
семейских провозглашена ЮНЕСКО «Шедевром устного нематериального культурного
наследия человечества».
В
2001–2006 гг. в Бурятии действовала республиканская целевая программа
«Изучение, сохранение и развитие культуры семейских», в рамках которой
Министерством образования и науки Республики Бурятия 8 декабря 2005 г. был подписан приказ
№ 963 «О введении в образовательно-воспитательное пространство школы
программного курса этнического образования «История и культура семейских
Забайкалья» как часть национально-регионального компонента государственного
стандарта образования».
В 2015 г. по распоряжению Народного Хурала Республики
Бурятия (а именно Комитета по
межрегиональным связям, национальным вопросам, молодежной политике,
общественным и религиозным объединениям председатель
Цыденжап Бимбаевич Батуев) Бурятским Республиканским институтом образовательной политики (БРИОП)
проведен анализ
современного состояния этнокультурного образования детей семейских, выяснено,
что в 25 общеобразовательных школах Республики Бурятия преподается история и
культура семейских как местный компонент, но нет учебных пособий и единой
программы. В этих школах сами учителя с помощью различной старообрядческой
литературы разработали учебные программы. Эти школы находятся в семейских
селах, где люди заинтересованы в том, чтобы их дети не забыли свою историю и
культуру, это все делается, можно сказать, на энтузиазме учителей и родителей,
которые прилагают все усилия для сохранения своей традиционной
национально-региональной культуры.
Общество культуры семейских Республики
Бурятия выступило с инициативой подготовки и издания учебно-методического
комплекта по истории и культуре семейских Бурятии на базе Бурятского
Республиканского института образовательной политики (БРИОП) создана рабочая
группа по подготовке учебного комплекта для образовательных школ в местах
компактного проживания семейских. В июле 2015 г. БРИОП совместно с Обществом семейских,
и Бичурским районным управлением образования издали сборник «Образовательных
программ педагогов дошкольного и дополнительного образования детей по истории и
культуре семейских Бичурского района Республики Бурятия».
В 2016
г. Обществом культуры семейских, БРИОП, «Бичурским Домом
детского творчества» при поддержке Комитета по межнациональным отношениям и развитию
гражданских инициатив Администрации Главы РБ, с
целью совершенствования профессионального мастерства педагогов и руководителей
образовательных учреждений был проведен конкурс учебно-методических материалов
по истории и культуре семейских среди образовательных организаций Республики
Бурятия. По результатам конкурса были определены лучшие программы, которые были
изданы в
сборнике «Образовательные программы педагогов по истории и культуре семейских
Республики Бурятия».
В 2016 г. Общество культуры семейских РБ,
БРИОП и МБОУ ДО «Бичурский Дом детского творчества» при поддержки Комитета по
межнациональным отношениям и развитию гражданских инициатив Администрации Главы
РБ, в связи с осознанием потребности
развития научно-методического обеспечения и сопровождения процессов
модернизации региональной системы образования, совершенствования
профессионального мастерства педагогов и руководителей образовательных
учреждений провели Конкурс учебно-методических материалов по истории и культуре
семейских среди образовательных организаций Республики Бурятия. Лучшие
программы были изданы в сборнике «Образовательных программ педагогов по истории и культуре
семейских Республики Бурятия».
3 июля 2016 г. в Москве прошла
международная старообрядческая конференция, на которой произошел обмен опытом
старообрядцев разных регионов России и зарубежья. Федор Иванович Кирилле,
профессор из Бухареста, поделился своими достижениями по организации школьного
образования старообрядцев-липован Румынии. В общеобразовательных школах Румынии
в местах компактного проживания старообрядцев уже более 10 лет преподаются
базовые предметы традиционной культуры русских-липован, такие как «История и
традиции русских-липован», старославянский язык, крюковое (знаменное) пение и
др.
В прошлом и в этом году на встречах с
общественностью семейских вопросы по сохранению и развитию этнокультурного
образования семейских Республики Бурятия неоднократно поднимались перед Главой
Республики Бурятия Вячеславом Владимировичем Наговицыным и экс-министром
образования и науки РБ Алдаром Валерьевичем Дамдиновым (ныне депутат
Государственной Думы от Республики Бурятия), и в их лице были получены
заверения в оказании организационной и финансовой поддержки.
Сегодня
в русле единой региональной образовательной политики необходимо выстраивать
новую стратегию, позволяющую эффективно «проращивать» традиционную народную
культуру в современную жизнь.
В
этой связи возникает необходимость создания единого образовательного
пространства, которое позволит не только выработать единые подходы к
определению содержания национально-региональной части государственного
образовательного стандарта, организации образовательного процесса и единые
критерии оценки качества образования, но
и гармонизировать отношения между народами, обеспечить сохранение и развитие
традиционной культуры семейских.
В
этой связи внедрение в образовательный процесс организаций дошкольного, общего,
дополнительного и
среднего профессионального образования
этнокультурного воспитания по истории и культуре семейских способно
удовлетворить запросы общества и помочь воспитанию детей в духе согласия, мира
и уважения к национальной культуре своего народа и, как следствие, истории и
культуре других народов.
Анализ современного состояния
этнокультурного образования детей по истории и культуре семейских позволяет
говорить об отсутствии его учебно-методического обеспечения.
Создание
УМК по истории и культуре семейских предполагает:
1. Комплект для дошкольного образования (краеведение,
родословие, хореография, музыкальная культура и др.)
2. Комплект для начальной школы (краеведение,
родословия, роспись, музыкальная культура, хореография, игры семейских и др.)
3. Комплект для основной школы:
История и культура семейских для 5-6,
7-8 кл., 10 кл.
Христоматия
по истории и культуре семейских 1 ч. и 2 ч.
Музыкальная
культура семейских
(знаменное пение и многоголосный распев)
Книжная
культура и духовная литература семейских.
Книга
для чтения по старообрядческой духовной литературе (отрывки из
произведений «Виноград Российский», «Житие протопопа Аввакума», «Книга бесед» и
др.)
Декоративно-прикладное
искусство и ремесла семейских (роспись, резьба (пропильная, долбленая
накладная), ткачество, вышивка, гончарное ремесло, плетение из лозы, лоскутное
шитье, хореография и др.)
Рабочая
группа на базе БРИОП состоящая из представителей Общества культуры семейских,
специалистов БРИОП, БГУ и «Бичурский Дом детского творчества» разработала проект Концепции государственной политики Республики Бурятия по поддержке развития
этнокультурного образования семейских, который
необходимо обсудить и внести дополнения и правки.
Концепция должна стать рамочным
документом, в соответствии с которым не только государство, но и все
заинтересованные общественные объединения, культурно-интеллектуальная элита,
бизнес-сообщество, семейские сообщества принимают на себя определенные обязательства
по участию в программах и мероприятиях по реализации Концепции. Таким образом,
деятельность по реализации Концепции должна основываться на принципах
социального партнерства и общественной инициативы. Концепция сохранения и
развития этнокультурного образования
семейских Республики Бурятия – должна стать директивным документом, утвержденным
Правительством Республики Бурятия.
Сегодня остро стоит вопрос о создании и
разработке Программы государственной политики Республики Бурятия по
поддержке развития этнокультурного образования семейских для чего
необходима финансовое обеспечение.
Разработка и реализация Программы государственной политики Республики Бурятия по поддержке развития
этнокультурного образования семейских представляет собой многоуровневый процесс
проектирования и внедрения.
Понимание
необходимости разработки данной программы выражено главой РБ Председателем
Правительства В.В. Наговицыным, о чем свидетельствует Поручение (от 15.02.2016
№ 01.08-006-944) п. 18. Рассмотреть вопрос о создании УМК по истории и культуре
семейских и внести предложения.
Во
исполнении поручения проведено совещание под рук. И.о. мин. образования и науки
РБ Баир Баторович Жалсанова совместно с представителями БРИОП, Общество
культуры семейских, МО «Бичурский район», МО «Тарбагатайский район», на котором
принято решение о развитии этнокультурного образования семейских
программно-целевым методом и включение мероприятий по разработке и изданию УМК
в проект подпрограммы «Развитие этнокультурного образования семейских
Республики Бурятия в 2017-2020 гг.» в рамках программы «Укрепление единства и
этнокультурное развитие народов Российской Федерации в Республике Бурятия в
2015-2020 гг.».
Дальнейшая
работа, а именно создание основной образовательной программы и учебно-методического
комплекта по истории и культуре семейских Республики Бурятия, подготовка
учителей к реализации такой деятельности, зависит от финансового обеспечения.
С.П. Петров,
председатель совета
РОО «Общество
культуры семейских РБ»,
член
Общественной палаты Республики Бурятия