Размещено 14:56 1.12.2013
Старообрядчество: история, современность, традиции, связи

С 30 мая по 3 июня 2007 г. в Улан-Удэ прошла встреча старообрядцев мира «Путь Аввакума». В ее рамках 31 мая – 1 июня  Бурятским госуниверситетом была проведена V-я Международная научно-практическая конференция «Старообрядчество: история и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи». Одним из ее организаторов явилась директор Научной библиотеки БГУ, к.и.н., доцент Светлана Владимировна Васильева, которая рассказала об этом уникальном событии.

– Светлана Владимировна, чем интересна была прошедшая конференция по старообрядчеству?
–Конференция имеет свою историю, она проходит в разных городах России раз в 4 года, и каждый город считает за честь принять участников этой конференции. Бурятия во второй раз принимает гостей этого значительного форума. К нам приехали не только представители старообрядческих общин, а и ученые из 12 зарубежных стран и разных регионов России. 
Все конференции по старообрядчеству, которые проводились, имели свое направление. В предыдущей конференции был сделан акцент на фольклор, историю, книжность, а сегодня актуально не столько изучение истории старообрядчества, сколько – сравнительного старообрядчества. Действительно, полевые экспедиции Бурятского госуниверситета показали, что сегодня есть, что исследовать ученым: старообрядческие общины, которые расселены на территории Бурятии и за ее пределами, имеют много общего, и к ним не зря есть большой интерес. 
Еще одна актуальная проблема, которая была заявлена на конференции, это  зарубежные связи. Сегодня огромное количество старообрядческих общин существует за рубежом в результате миграционных процессов, которые затронули  старообрядчество: в США, Боливии, Китае, Румынии, Болгарии, Эстонии, на Украине. На секциях выступили их общественные представители, а главное, - ученые. Мы хотели найти точки соприкосновения между старообрядчеством Забайкалья и названных регионов.  
Еще одна проблема, которая рассматривалась на форуме – процесс исследования. До недавнего времени мало был высвечен источниковедческий анализ проблем старообрядчества. Среди докладов нашей конференции были такие, которые исследуют старообрядчество через Интернет. Интересен был доклад нашего аспиранта, в котором говорится, что нужно уметь правильно изучать через Интернет-источники старообрядческие общины, и мы можем даже создать Интернет-портал в нашем университете, чтобы аккумулировать все связи по Интернет-источникам. 
Были прочитаны доклады, которые рассматривают роль фотофонда. Сегодня, к сожалению, огромное количество фотографий, альбомов не хранятся в архивах, не комплектуются правильно, не архивируются. По проблемам старообрядчества снято много фильмов, сделано много записей, которые являются для нас ценным источником. Но есть проблемы с их сохранением, трансляцией. Кстати, Московский госуниверситет зовет нас на стажировку и проведение совместных экспедиций с кино-, фотосъемкой. Сотрудники  антропосоциологической лаборатории, которая занимается аудиовизуальными исследованиями при МГУ, Е. В. Александров и Е. С. Данилко предлагают научить нас правильно делать съемку в экспедициях, так, чтобы получился взгляд на источник не только как исследователя, но и как бы внешний взгляд со стороны. Снимать личность, снимать людей, их биографии. И на фоне этой биографии выстраивать какую-то концепцию… 
Таким образом, на конференции мы дали новый пласт проблем исследования.

– Почему именно нам выпала честь проводить конференцию?
– Я посещала много вузов, институтов в разных регионах, где изучается старообрядчество. Это все локальные центры, которые занимаются только одним из направлений. Ни в одном другом вузе России это направление так плотно не дается, как у нас в БГУ: мы, историки наравне с филологами, читаем очень много курсов именно по старообрядчеству. Эта конфессия сохранилась в Бурятии во всех её направлениях: в фольклоре, в материальной культуре, в религиозном факторе. И компетентное изучение всего этого может дать только классический университет. Тему старообрядчества в нашем вузе разрабатывали многие ученые, среди которых д.ф.н. Т. Моррис (Т. Б. Юмсунова), к.и.н. В. М. Пыкин, д.и.н. С. В. Бураева, д.ф.н. А. П. Майоров, к.ф.н. Н. А. Дарбанова, к.и.н С. В. Васильева и другие. Кроме этого, у нас есть и студенты, которые заинтересованы в этой теме: на историческом факультете с 3 курса вводится эта специализация, пишутся курсовые, дипломные работы, у нас есть аспиранты, которые учатся в Новосибирске именно по проблеме староверов. Также филологи БГУ на протяжении многих лет ведут полевые практики, исследования. 
В связи с этим, БГУ претендует на создание Центра по составлению образовательных программ, по разработке методических спецкурсов по старообрядчеству для других вузов. В этом нас поддерживает ЮНЕСКО. Наш ректор, в свою очередь, поддержал идею о создании кафедры ЮНЕСКО на базе нашего университета. Также в БГУ готовится к открытию отделение философии и религии, на которое будет набор уже в этом году. Это очень важно, потому что через религию можно глубоко изучить историю, а главное, происходит воспитание нравственности. 

– Удовлетворены ли Вы тем, как прошла конференция?
– Конференция удалась. Кроме запланированной работы секций, известные профессора и директора институтов прочитали для нас (студентов и преподавателей) лекции: на историческом факультете выступила И. В. Поздеева – мэтр по истории старообрядчества МГУ, на филологическом факультете – профессор Института русского языка им. В. В. Виноградова Е. М. Верещагин, мы использовали потенциал профессора Аризонского университета Ю. Клея, который также прочитал две лекции. 
Наши студенты приняли участие в диспуте между представителями общественных старообрядческих движений, это были Петр Алексеев, который возглавляет старообрядческую общину в Латвии, Павел Воронин, глава старообрядческой общины в Эстонии, Земфира Лампманн, чиновник комитета по делам национальностей из Таллина, возглавляющая национальные проекты, связанные со старообрядчеством, и Сергей Петров, руководитель Ассоциации старообрядцев Украины и Румынии в Киеве. Круглый стол показал, что у нас есть общие проблемы. Итогом этого диспута стало подписание учредительного документа –  обращения к старообрядцам мира о сохранении своей культуры. 
Очень важна была встреча с представителями религиозных древлеправославных организаций: Митрополитом Александром Новозыбковской митрополии, Владыкой Силуяном Белокриницкой митрополии, представителями церкви из Украины и Румынии. Мы обсуждали, как сохранить религиозность, ведь не хватает священников, которые могут правильно сопровождать службу по древлеправославным канонам, не хватает религиозных методических пособий, и другие проблемы.
Самое главное – это научная составляющая форума. Председатели каждой из 6 секций на пленарном заседании зачитали свои решения, которые оказались достаточно ёмкими. Мы приняли ряд важных решений. Я хочу остановиться на одном из них: о создании кафедры гуманитарных наук ЮНЕСКО как координационного центра работы по изучению, сохранению, развитию культуры старообрядцев мира. Многие ученые с высокой трибуны поддержали нас в этом, говорили о том, что нам нужен такой центр, с помощью которого мы будем не только координировать свои действия, но и оповещать друг друга о новостях. Центр нужен и для организации интеграционных полевых исследований. Мы договорились с представителями Новосибирска, Москвы и Владивостока создать эти экспедиции, где мы будем совместно изучать старообрядчество. 

– Каковы же были итоги форума?
Надо сказать, что ни в одном регионе не ставится так серьезно вопрос изучения и сохранения культуры старообрядцев. Благодаря тому, что наше правительство поддерживает это направление (существует Республиканская правительственная программа «Сохранение истории и культуры семейских Забайкалья», которая осуществляется под патронажем президента, финансируется правительством), мы и смогли создать методические пособия, напечатать монографии достаточно высокого уровня, учебные пособия, хрестоматии. И одними из пунктов решения звучат так: ходатайствовать перед Правительством РФ о подготовке и принятии Закона о защите старообрядчества и сохранении его культурного наследия; осуществлять целевую подготовку специалистов высшего образования из числа выходцев из старообрядческой среды по разным направлениям изучения старообрядчества (в области истории старообрядчества, фольклора, этнографии, этнолингвистики, агрокультуры и др.), предпринимать стажировку таких студентов в крупных центрах изучения старообрядчества с 3-го курса. Все это имеет для нас большое значение и дает потенциал для дальнейшей работы.
Со С.В. Васильевой беседовала Светлана СИБИДАНОВА


 

О сайте Правила Помощь Реклама Разработчикам Обратная связь