Размещено 14:13 26.10.2014

Преосвященные архиереи, боголюбивые протоиереи и иереи, диаконы, чтецы, благочестивые иноцы и миряне, участники сего Освященного Собора!

От всей души приветствую вас на открытии Освященного Собора Русской Православной Старообрядческой Церкви 2014 года.

Отрадно отметить, что в нынешнее время Господь дает чадам Своей Церкви возможность свободно и открыто исповедовать и проповедовать спасительную истину, которую вот уже более трех столетий содержит наша православная старообрядческая Церковь. К этой церковной свободе всегда стремились наши благочестивые предки, которые во времена тяжких послераскольных гонений свято ее отстаивали, порой ценой своей жизни.

В то же время дарованная нам Господом свобода налагает на всех нас ответственность перед Богом и перед окружающим нас, во многом бездуховном и греховном, миром за правильное и полезное ко спасению использование времени, дарованного нам Богом для созидательных трудов и духовных подвигов.

Как и во времена первых веков христианства, когда после жестоких гонений на Церковь настала внешняя свобода Церкви, так и ныне эта духовная свобода становится великим испытанием.

Ныне прошли времена, когда старообрядцы вели борьбу за жизнь, за отстаивание религиозных убеждений и духовную свободу. «Будущее старообрядчества, – писал епископ Михаил Семенов во время дарования свобод нашей Церкви сто лет назад, – зависит от того: во-первых, сумеет ли оно восстановить веру в величие и силу Церкви, в её продолжающееся творчество жизни, и определит ли оно как дóлжно отношение народа и священства».

Сегодня перед нами встали задачи широкого внутреннего устроения дел спасения и раскрытия, сохранения и приумножения полноты соборности, проповеди истинного учения Христа, устроения жизни каждого христианина по евангельским заповедям, участия в жизни нашего во многом отошедшего от православного исповедования общества.

В своей статье «О задачах старообрядчества» епископ Михаил Семенов обращается ко всем старообрядцам: «Церковь старообрядческая не может теперь молчать, точно не замечая того, что жизнь разлагается, что христианские начала все более и более исчезают из сознания так называемых христиан. Немало религиозного невежества и язычества в народе. Пусть услышат совести простых людей, что не умерла Церковь, хранящая Христа и не скрывающая Его от мира, старообрядчество должно раскрыть себя как Церковь, не только в прошлом верную свободе духа и совести, но и в настоящем, как Церковь не только «охраняющую», но и созидающую и творящую».

Особая забота созидания и творения добрых дел лежит на церковных пастырях, которым Богом поручен труд спасения церковных чад.

«Руководство людей ко спасению есть наука из наук и искусство из искусств», – говорит святитель Иоанн Златоуст.

Пастыри Церкви Христовой ответственны перед Богом за спасение вверенных им пасомых христиан. Только любя и сострадая пастве, переживая её радости и скорби, пастырь способен открыть доступ к душе другого человека для её спасения.

Пастырь добрый старается быть молитвенником о спасении своих чад – живых и умерших, об их грехах – да простятся, о добродетелях – да умножатся, об избавлении от бед и болезней, от стихийных бедствий и вражеских бесовских искушений. Молиться он должен всегда и везде – в церкви, дома, наедине с собой и при всех.

Каждому церковному пастырю заповедуется с помощью Божиею учить пасомых вере и нравственности, а если это необходимо, увещевать и обличать их. Учить доброму возможно, только имея доброе, кроткое сердце, болезнуя порой со слезами о слушающих наставление, а главное – жизнию своею учить, приумножать, а не разрушать плоды божественного учения.

Общее требование к пастырю – быть всегда добрым примером для своей паствы – этим может быть обеспечена возможность восприятия проповедуемой истины. И, конечно, лично исполнять требуемое от пасомых, а при неисполнении святые отцы строго говорят ему: «Или вовсе не учи, или учи доброй жизнью. Иначе будешь одной рукой притягивать, а другой отталкивать» (Св. Григорий Богослов). Везде, а в воспитании особенно, убеждают не одни слова, а дела и опыт жизни. «Всякое слово, – пишет Григорий Богослов, – можно оспаривать словом, но жизнь чем оспоришь?»

Пастырь должен быть образцом для пасомых, как говорит пророк: Священницы Твои облекутся в правду (Пс. 131), и потому пороки пьянства, разврата, гнева и другие, недопустимые и для мирян, особо недопустимы для пастырей. То есть священник должен быть выше, чище, аскетичнее в вопросах своей нравственно-религиозной жизни, чем миряне, помня, что перед Богом и Церковью он более ответственен за свои поступки.

Пастырь словесных овец должен наставлять прихожан к житию святому своей добродетельной жизнью, помня слова Спасителя: Вы – соль земли и свет мира (Мф. 5; 13, 14). Человек по своей природе больше подвержен влиянию живого примера, дел жизни ясной и чистой, чем отвлеченным назиданиям. Воздействие пастыря на душевную жизнь пасомых ясно показывается словами Господа: Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела (Мф. 5, 16). Поэтому более всего надо остерегаться пастырю разлада слова и дела, так называемой фарисейской праведности, двуличности. Неправедно живущий не в состоянии поучать дерзновенно из-за обличения совести в собственных грехах. По словам святителя Иоанна Златоуста, священнику в божественной службе «нужно быть чистым, как бы он стоял на самих Небесах. Он призывает Святаго Духа и совершает Страшную Жертву и часто прикасается к святыне. Поэтому вот какая требуется от него чистота и какое благочестие!»

Долг пастырей – соединять, поощрять всех к любви (Евр. 10, 24), а это возможно лишь при единомыслии, взаимной поддержке и пастырском сотрудничестве, именно так подобает благовестить истину и возвещать отраду грядущего Царствия Небесного.

Чем больше пастырь сострадает пасомым, тем больше он любим Пастыреначальником, Господом нашим Исусом Христом, Который подает утешение и утоление крестных страданий из Чаши сострадающей крестной жертвы всем тем пастырям, которые свое призванье полагали в несении креста.

Таково было служение Христа, таковы были вселенские пастыри, таковым был «огнепальный» протопоп Аввакум, положивший жизнь свою за други своя (Ин. 10, 15), таковы были мужественные труженики на ниве Христовой: святители Амвросий Белокриницкий, Арсений Уральский и многие другие, которые с восходом солнца выходили на дело свое и на делание свое до вечера (Пс. 103), неся непреклонно крест состраждущей любви до конца своих дней. Таким должен быть каждый истинный пастырь, желающий вместе со своей паствой на грядущем Суде услышать добрый глас Господа нашего Исуса Христа: Приидите, благословении Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира (Мф. 25, 34).

История старообрядчества во времена, когда господствующей новообрядческой церковью управлял синод, показывает, что на старообрядцев смотрели как на своих врагов, и потому относились к ним враждебно – так, как вообще принято в государстве относиться к врагам и противникам существующего государственного строя.

Сегодня, когда государство устранилось от вмешательства во внутрицерковные взаимоотношения, к сожалению, остались сторонники сохранения враждебных отношений между новообрядческой и старообрядческой церквями.

В связи с этим хотелось бы напомнить, что, по Евангелию, у христиан не может быть врагов ни больших, ни малых, т.е. христиане ни к кому решительно не должны питать враждебные чувства. А если это так, то у нас, следовательно, не может быть врагов. Вот почему христианство заповедует своим последователям относиться к их недоброжелателям как к братьям своим.

Исус сказал Своим ученикам: Кто не против вас, тот за вас (Лк. 9, 50). В подтверждение этого евангельского слова, хотелось бы привести несколько изречений святых отцов. Так, апостол Павел наставляет учеников: Если же кто не послушает слова нашего… того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его. Но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата. Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем. Господь со всеми вами! (2-е Сол. 3, 14) Т.е. апостол Павел заповедует не считать своими врагами даже тех, кто пренебрегает апостольскими наставлениями.

Спаситель говорит: Нет воли Отца Небесного, чтобы погиб один из малых сих (Мф. 18, 15), и если нарушаются церковные нормы и предания, то надо обличать этих инакомыслящих нарушителей, которые перестают нам быть братьями по вере, и относиться к ним как к язычникам, но не считать их врагами, не относиться к ним нетерпимо только за то, что они пока не исповедуют истинной христианской веры.

Недружелюбное отношение к инаковерующим нередко продиктовано житейской, общечеловеческой моралью. А христианин должен в основу своих рассуждений полагать не земной закон, а небесный, не человеческую греховную волю, а божественную, святую, которая выражена в Священном Писании.

Как Писание заповедует относиться к врагам? Какие меры влияния применять к заблудшим? Как возвращать их в лоно спасительной Церкви? Ответ на эти вопросы весьма сложен и имеет много различных направлений. Самым первым, и самым сильным и важным, средством является молитва: Много бо может усиленная молитва праведного, – говорит апостол Иаков (5, 16). Апостол Павел, сознавая важность молитвы в данном случае, наставляет верующих в своих посланиях:Молитесь, братие, чтобы слово Господне распространилось и прославилось (2-е Сол. 3, 2). Прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, благодарения за всех человеков (1-е Тим. 2, 1), то есть и за заблудших в вере.

Сам Спаситель, а также мученики за веру христианскую, такие как архидиакон Стефан, не только словом, но и собственным примером учили молиться за противников христианства; молились о том, чтобы Господь простил им вину и смягчил их грубые сердца. В богослужениях первых христиан постоянно возносились молитвы за отпадших от веры Христовой, за еретиков и раскольников. Так, св. Иоанн Златоуст пишет, что в его время Церковь ежедневно возносила молитвы о всех заблуждающихся.

Молясь о заблуждших, апостольская Церковь первых веков принимала активные меры в борьбе с еретиками и раскольниками, обличала их, вразумляла, наставляла, отлучала их от общения, но в то же время заботливо к ним относилась, следила за их колебаниями и сомнениями, и, как только они проявляли желание встречи и обсуждения путей сближения, то радостно и с готовностью шла к ним на встречу.

Направление борьбы с уклонившимися от апостольской веры можно охарактеризовать одним словом – евангельское, то есть проникнутое духом братской любви, христианского мира, великой кротостью, всеобъемлющей доброжелательностью, руководимое обязательными для всех христиан требованиями. А эти общеизвестные заветы таковы: Я говорю вам, – глаголет Христос, – любите врагов ваших (т.е. врагов веры прежде всего потому, что в первое время их было больше всего), благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих и гонящих вас (Мф. 5, 44).

Апостол Петр наставляет: Не воздавайте злом за зло, или ругательством за ругательство, напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение (1-е Пет. 3, 8).

Апостол Павел добавляет: Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякой злобою да будут удалены от вас, но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как Бог во Христе простил вас (Еф. 4, 31).

Вот так Священное Писание трактует отношение христиан к своим врагам, к врагам веры, каковыми были язычники, еретики, раскольники – людям, заблудшим в вере.

Христос завещал Своим последователям евангельскую терпимость в отношении к своим врагам, чтобы этим погасить дух злобы, враждебности и ненависти, чтобы сохранить самую основу евангельского учения – божественный завет мира и любви.

Наша Церковь всегда хранила обычаи и традиции свих благочестивых предков, старообрядцы всегда отличались своим ревностным исполнением обрядов. И ныне в храмах нашей Церкви сохраняются благочестивые обычаи и традиции истинного, уставного богослужения. Хочется верить, что хранители древлего благочестия – православные старообрядцы, как и их благочестивые предки, и впредь будут истово, чинно и благоговейно молиться, воздавая честь, хвалу и славу Господу нашему Исусу Христу, Его Пречистой Матери и всем святым, поклоняя им колена и сердца.

В центре всей христианской жизни православной Церкви во все времена стояло главное спасительное Таинство – Причастие Тела и Крови Господа нашего Исуса Христа, в Котором мы навечно соединяемся душею и телом с нашим Спасителем.

К великому сожалению, ныне во многом утрачивается благоговейное и осмысленное отношение к этому великому Таинству, к должной подготовке и регулярному принятию Причастия.

Подготовка к Причастию состоит не только в том, чтобы во время поста, прочитав молитвы, прийти на исповедь и затем причаститься. На самом деле подготовка к этому великому Таинству заключается в том, чтобы всегда стремиться жить по-христиански, борясь со своими грехами, побеждая их и тем обновляясь. Жизнь христианина должна соответствовать тому, к чему призывает молитва, читаемая перед причастием: Да будут мне святая сия… во исправление жития, в возращение добродетелей, во исполнение заповедей… Причастившись Святых Христовых Тайн, надо сразу же без перерыва начинать подготовку к следующему Причастию. Неправильно полагать – если мы причастились сегодня, то к следующему Причастию следует готовиться только в следующий пост, а в остальное время, забыв о том, что мы соединены с Христом, можно жить, как будто Христос не присутствует в нашей жизни. И посему наша духовная жизнь от причастия до причастия должна быть такова, чтобы не утерять эти бесценные дары, жить с благодарностью (а Евхаристия и означает «благодарность») Богу за то, что Он вошел в нашу жизнь, за то, что Он принес в жертву Свое Тело и Кровь на Кресте, чтобы, воскреснув, воскресить и нас, верующих в Него. В этом и есть изначальный смысл подготовки к Причастию.

Сегодня в нашей Церкви есть христиане, которые, к сожалению, не причащаются годами, иногда и десятилетиями, а некоторые даже умирают, не причастившись. Многие считают благочестием редко приступать к таинству, не ведая, что недостойно приступить даже раз – это причинить себе вред, а если часто причащаться, но всегда с чистой совестью – значит обрести спасение.

Общего для всех ритма Причастия быть не может, так как это зависит от личных возможностей и усердия каждого, но важно, чтобы Причастие не превращалось в формальность, в неосмысленное действие, а было бы тем стержнем, вокруг которого выстраивается вся наша духовная жизнь.

Цель нашей духовной жизни – преображение души по образу Христа, чтобы наша жизнь стала непрестанным служением Богу и благодарением Его за возможность обрести жизнь вечную.

О взаимоотношениях с Белокриницкой Митрополией

В последние годы взаимоотношения с Белокриницкой Митрополией развиваются в духе братского взаимопонимания и доверия, что отрадно отметить. Свидетельством тому стало посещение в мае с.г. Праздника св. жен-мироносиц в Москве делегацией Белокриницкой Митрополии.

2 мая в Москву прибыла делегация Белокриницкой Митрополии во главе с архиепископом Флавианом Славским. В состав делегации также вошли другие священнослужители и миряне в количестве 8 человек.

Первоначально предполагалось, что делегацию возглавит преосвященнейший митрополит Леонтий. В последний раз владыка Леонтий побывал в России прошлым летом, когда принял участие в торжествах в Казани, посвященных Казанскому образу Пресвятыя Богородицы. Тогда мы с митрополитом Леонтием в сослужении епископа Казанско-Вятского Евфимия возглавили богослужение в кафедральном соборе г. Казани. В этот раз владыка Леонтий не смог приехать по причине болезни, поэтому делегацию возглавил архиепископ Флавиан. Он принял участие в торжественном богослужении в кафедральном соборе на Рогожском в Неделю св. жен-мироносиц. По окончании божественной литургии архиепископ Флавиан зачитал поздравление от преосвященнейшего митрополита Леонтия, в котором он желает «всем участникам… торжества, духовенству и мирянам провести… праздничный день в добром телесном здравии, в духовном настроении, в мире и о Христе братской любви для получения душевного спасения». Владыка Флавиан поздравил всех молящихся с праздником дарования свобод старообрядцам, поблагодарил за возможность принять участие в этом торжестве и, в свою очередь, пригласил духовенство и мирян посещать румынских старообрядцев.

Во время визита архиереи двух Митрополий обсудили имеющиеся вопросы церковной жизни и пришли к общему мнению, что подобные встречи должны совершаться регулярно. Мы просили передать приглашение митрополиту Леонтию и духовенству Белокриницкой Митрополии посетить Москву на ближайший Праздник св. жен-мироносиц и побывать в других приходах России. Предложение было принято с благодарностью.

Гости из Белокриницкой Митрополии пробыли в России до 15 мая и побывали в старообрядческих приходах разных регионов страны, а также посетили ряд древнерусских святынь.

Об отношениях с другими конфессиями

В минувшем году состоялись встречи, беседы, обмены посланиями, вопросами и ответами с другими конфессиями (в частности, с РДЦ и РПЦ). Как мне представляется, всё это способствовало снижению уровня предвзятости и недоверия, формированию более доброжелательного отношения к нашей Церкви, ко всему старообрядчеству.

Эти взаимные встречи и послания убеждают в том, что сегодня, когда государство напрямую не влияет на межконфессиональные отношения, наша Церковь, не отступая от основ отеческого благочестия и не изменяя духу древней Церкви, может обсуждать с иными конфессиями спорные вопросы церковной истории, имущественные взаимоотношения, совместно участвовать в противодействии духовному экстремизму, сектантству, разгулу пьянства, разврата и прочим болезням нашего общества.

В то же время мы видим, что и со стороны РДЦ и РПЦ проявляется все больше доброжелательный интерес к нашей Церкви, к её истории и традициям.

Так, недавно, 16 октября, состоялась моя встреча с делегацией Русской Древлеправославной Церкви, которую возглавил преосвященный Сергий, епископ Сибирский. В ходе встречи обсуждались различные вопросы во взаимоотношениях старообрядческих согласий. В частности, стороны высказали удовлетворение продолжающимся богословским диалогом между РДЦ и РПСЦ, после сентябрьского Совета Митрополии сего года РДЦ получила ответы на третью группу вопросов. Было отмечено, что подобный формат диалога весьма полезен, поскольку позволяет шаг за шагом прояснять позиции сторон, снимать противоречия, недоговоренности, устранять заблуждения.

Позитивной была признана ситуация вокруг здания в Саратове, которое РПСЦ готовит к передаче РДЦ. Предварительно был обсужден вопрос восстановления и использования храмового здания в Туле.

Одним из пунктов обсуждения стало сотрудничество в издательской деятельности. Положительным решением видится согласование издания богослужебной литературы, чтобы издательства старообрядческих согласий смогли избежать дублирования и направили силы на подготовку к печати наиболее необходимых книг. В частности, речь может идти о новых служебниках: чинах Литургии и Крещения, о диаконском служебнике. Речь шла и о современных актуальных изданиях. Среди них перевод Св. Евангелия на русский язык для домашнего чтения, а также детская духовная литература.

О восстановлении и реконструкции духовного и исторического ансамбля Рогожская слобода

Большие работы за истекший период проделаны по завершению восстановления, реконструкции и возрождению Рогожского духовного историко-архитектурного ансамбля «Рогожская слобода» силами московского правительства, за что мы ему по-христиански благодарны.

В 2013–2014 годах на территории комплекса велись большие работы, которые способствовали восстановлению и украшению храмов и территории ансамбля.

Так, был полностью внутри и снаружи отреставрирован храм-колокольня, который встретил свое столетие с позолоченными куполами, что осуществили своими силами сами старообрядцы, собирая средства на золочение. Особо хочется отметить материальный вклад Рогожской Покровской общины, где председателем церковного совета является настоятель кафедрального собора протоиерей Виктор Жельцов.

В ближайшее время намечено в храм под колокольней вернуть отреставрированные уникальные иконы старинного письма и освятить его после ремонта, при этом намечено вернуть сему храму его прежнее наименование, данное сто лет назад при освящении – «Воскресения Христова».

Отрадно отметить, что наш Освященный Собор впервые проходит в этом зале заседаний отреставрированного Дома причта. В ближайшее время одна из московских строительных организаций приступит к завершению работ по благоустройству территории.

Надеемся, что московское правительство во главе с мэром С.С. Собяниным (который в ближайшее время собирается посетить Рогожское) сделает всё возможное, чтобы возрожденный их вниманием и заботой духовно-исторический ансамбль «Рогожская слобода» стал в скором времени местом, где желающие могли бы познакомиться с историей и культурой старообрядцев, услышать древнее пение, увидеть старинные иконы, почувствовать дух Святой Руси.

Архипастырские поездки, встречи, совещания

В этом году немалое внимание было уделено ознакомлению с ситуацией на местах, решению вопросов жизни общин и епархий РПСЦ. Со времени прошлого Собора были совершены архипастырские поездки по территориям большинства епархий Русской Православной Старообрядческой Церкви. Во время этих посещений были организованы совещания епархий, освящение храмов, рукоположение священнослужителей, решение различных вопросов местной церковной жизни. Также немало встреч было проведено с федеральными чиновниками, руководителями регионов и муниципалитетов. В ходе этих встреч не только решались важные вопросы бытия старообрядческих общин, но обсуждались и общероссийские проблемы.

Одна из наиболее значимых встреч такого рода состоялась 29 октября 2013 года в городе Казани. На встрече с президентом Республики Татарстан Р.Н. Миннихановым обсуждались вопросы завершения восстановления Казанского кафедрального собора – главного храма Казанско-Вятской епархии. Во время беседы было отмечено, что этот собор имеет большую историко-культурную значимость для г. Казани. Предполагается, что, помимо богослужебного использования, этот храм должен стать важным просветительским центром древлеправославия в столице республики. В частности, в цокольной части собора запланировано размещение музея старообрядчества Также была затронута тема старообрядческих захоронений на местных кладбищах.

28 июля сего года состоялась встреча с губернатором Алтайского края А.Б. Карлиным. Интересно, что губернатор довольно неплохо знает историю старообрядчества и при встрече отметил: «Старообрядчество имеет большое значение для Алтайского края: приход старообрядцев был сопряжен с большими изменениями в жизни региона. Сюда пришла культура земледелия, ведь коренные народы не занимались землепашеством. И культура пчеловодства была принесена, и мараловодство – многое хорошее пришло».

Губернатор высказал мнение о необходимости развития старообрядческих общин края. Он пообещал изыскать возможность оказать помощь в строительстве Покровского старообрядческий собора г. Барнаула.

24 апреля сего года по приглашению из Администрации Президента мне довелось принять участие в заседании Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ.

Возглавлял заседание Совета руководитель Администрации Президента Российской Федерации Сергей Борисович Иванов. В совещании приняли участие лидеры традиционных религиозных организаций и министр культуры РФ В.Р. Мединский.

В повестке дня значилось два вопроса: «О роли религиозных организаций в сохранении духовной и культурной идентичности народов России» и «О вкладе религиозных организаций в адаптацию мигрантов».

В ближайшие дни состоится расширенное заседание Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ в г. Ярославле, где будет обсуждаться вопрос: «Развитие российской идентичности. Региональный фактор».

Важными вехами развития церковной жизни являются епархиальные собрания. Так, 4 июня сего года в Москве на Рогожском состоялось совещание Московской епархии. Были рассмотрены вопросы о ситуации с возвращением храмов в Гавриковом переулке Москвы, в Туле и Ногинске, о восстановлении храма в с. Кузнецы Орехово-Зуевского района.

1 июля сего года епархиальное заседание Ярославской и Костромской епархии состоялось в г. Костроме. На нем были заслушаны отчеты настоятелей, рассмотрены вопросы развития новых приходов, в частности в городах Рыбинске и Вологде, обсуждены возможные кандидатуры на духовные степени.

Также епархиальные совещания состоялись в Новосибирской и Санкт-Петербургской епархиях.

Освящение храмов

29 сентября 2013 года в городе Хмельницком (Украина) состоялось освящение нового храма Русской Православной Старообрядческой Церкви. Вместе с высокопреосвященным архиепископом Киевским и всея Украины Саватием было совершено освящение новопостроенного храма во имя святого великомученика Георгия. Здание церкви построено из белого кирпича в древнерусском стиле. В настоящее время идут работы над иконостасом храма, часть икон уже написана, в ближайшем будущем произойдет и полное обустройство алтаря.

24 октября сего года в селе Егоровка (Молдавия) был освящен новый старообрядческий храм в честь праздника Рожества Пресвятыя Богородицы. Чин освящения и божественную литургию довелось возглавить мне и преосвященному епископу Кишиневскому и всея Молдавии Евмению. На торжество прибыли гости со всей Молдавии, а также из Украины, России, Румынии и Австралии.

Деревянная церковь была построена в Егоровке еще в первой половине XX века, однако к концу 90-х годов здание церкви обветшало, и было принято решение построить новый храм. Сегодня в селе красуется белоснежная церковь, возведенная из блоков белого известняка.

17 ноября сего года в г. Воронеже был освящен храм во имя св. Архистратига Михаила. На богослужение собралось более ста человек. Было очевидно, что помещение бывшей моленной слишком мало. Местным властям подано прошение с просьбой выделить участок земли под строительство нового более вместительного каменного храма.

11 мая сего года г. Коврове Владимирской области совершено освящение храма. Эта церковь, освященная во имя святителя Николы, Мир-Ликийских чудотворца, была построена в начале XX века и около трех лет назад передана Русской Православной Старообрядческой Церкви. Когда христиане получили бывшую церковь в пользование, то понадобилось порядка десяти грузовых машин, чтобы избавиться от хлама, накопившегося там за долгие годы. Однако благодаря инициативе настоятеля храма о. Александра Мишкина старообрядцами Коврова за три года храм был приведен в полный порядок и полностью отреставрирован. Для храма написан новый иконостас, приобретено церковное убранство. Прихожане с большой радостью участвовали в первой литургии в светлом и уютном помещении церкви.

5 июня с.г. состоялось освящение храма в поселке Илеть Республики Марий Эл. Чин освящения совершил преосвященный Евфимий (Дубинов), епископ Казанско-Вятский. Престол освящен в честь обретения мощей святителя Алексия, митрополита Киевского и всея Руси. Бывшее здание школы местные христиане переоборудовали в храм и на протяжении нескольких лет совершали в нем богослужения.

17 августа с.г. состоялось освящение храма Успения Пресвятыя Богородицы в городе Моршанске Тамбовской области. После чина освящения храма состоялись крестный ход по улицам города, а затем архиерейская литургия. Интересно, что это знаменательное событие совпало со 100-летним юбилеем храма. Новым настоятелем храма был назначен иерей Никола Бобков.

Хиротонии

За истекший год в нашей Церкви существенное внимание уделялось подготовке и поставлению священнослужителей.

За минувший период было совершено пять священнических и две диаконских хиротонии, один священник возведен в протоиереи.

Так, 12 января с.г. в Покровском соборе Рогожской слободы во время архиерейской литургии состоялась диаконская хиротония чтеца Николы Параманова. Через несколько дней, 14 января, в праздник Обрезания Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа, произошло рукоположение диакона Николы Параманова во иереи.

Никола Параманов родился в одном из старообрядческих сёл Румынии. После окончания школы он переехал в Россию, где поступил в Московское старообрядческое духовное училище. По окончании Училища Никола венчался с девицей Татьяной Шаламовой и переехал на постоянное место жительства на Урал. Местом служения о. Николы стало старинное село Сепыч Уральской епархии.

16 февраля с.г. в том же Покровском кафедральном соборе был возведен во иереи диакон Олег Бураковский, служивший в храме г. Орехово-Зуево. Новопоставленный иерей Олег определен на приход г. Ногинска (бывший Богородск) Московской области. Община этого города уже несколько лет добивается возвращения здания старинного старообрядческого храма. Члены общины надеются, что с поставлением священника этот вопрос будет решен быстрее.

Во время летней поездки по Уральской епархии 18 мая с.г. состоялось возведение настоятеля храма в с. Пристань о. Иоанна Устинова в чин протоиерея за многолетнее служение и труды по развитию старообрядческих общин Среднего Урала.

Совершались хиротонии и в других епархиях нашей Церкви.
29 сентября 2013 года в Кишиневской и всея Молдавии епархии состоялась хиротония во священники диакона Андрея Вознюка, секретаря епархии. Хиротонию совершил епископ Кишиневский и всея Молдавии вл. Евмений. О. Андрей Вознюк поставлен на служение к кафедральному собору епархии в г. Кишиневе.

14 января с.г. преосвященный Евфимий, епископ Казанско-Вятский, совершил архиерейскую литургию в храме святителя Николы, Мир-Ликийских чудотворца, в городе Вятке (Киров). На божественной литургии владыка рукоположил в иереи диакона Германа Чунина.
После окончания школы Герман Чунин поступил в Московское старообрядческое духовное училище, по окончании которого отбыл в Костромскую и Ярославскую епархию, где проходил служение чтецом. В 2012 году он был избран кандидатом во священники на г. Вятку, старообрядческая община которого сравнительно молодая, ей исполнилось 10 лет.

21 сентября с.г. в Новосибирске на престольный праздник Рожества Пресвятыя Богородицы пресвященный епископ Силуян возвел диакона Сергия Рожкова в сан иерея. О. Сергий определен на служение к кафедральному храму в Новосибирске.

Также епископом Силуяном был рукоположен диакон Андрей Долгов к Покровскому храму в г. Минусинске.

О праздновании 700-летия рожества преподобного Сергия Радонежского

 

О сайте Правила Помощь Реклама Разработчикам Обратная связь