Размещено 14:56 26.10.2014

21-23 октября 2014 г. в Москве на Рогожском состоялись заседания Освященного Собора Русской Православной Старообрядческой Церкви.


Второе заседание делегатов Освященного Собора РПСЦ открылось утром 22 октября. Несколько вопросов повестки дня были посвящены границам епархий, расположенных на территориях Мордовии, Дальнего Востока и республики Крым.

Вопрос о церковном окормлении Мордовии не вызвал затруднений. Собор постановил вывести территорию Республики Мордовия из состава Казанско-Вятской епархии и включить в состав Самарской и Саратовской епархии.

Длительную дискуссию среди соборян вызывало обсуждение церковно-канонических границ республики Крым. Дело в том, что после вхождения этого полуострова в состав России должны измениться и границы епархий Русской Православной старообрядческой Церкви. Однако на Соборе было озвучено, что проблема присоединения этой области сложна и зависит от многих политических обстоятельств. В результате дискуссии было принято решение перенести обсуждение этого вопроса на следующий Освященный Собор.

Непростым стало и обсуждение положения в Иркутско-Амурской епархии. Архиерей епархии владыка Патермуфий (Артемихин) и настоятель хабаровского прихода о. Александр Чукаленко рассказали, что в епархии необходимо значительно усилить работу по укреплению существующих общин и созданию новых. В силу огромных расстояний между городами представители епархии ходатайствовали перед Собором о её разделе с целью более оперативного управления церковными областями. Собор пошел навстречу просьбам делегатов с Дальнего Востока и постановил на месте Иркутско-Амурской епархии создать две новые церковные области: Иркутско-Забайкальскую и Хабаровскую и всего Дальнего Востока епархии. Собор постановил включить в состав первой епархии: Иркутскую область, Республику Бурятия, Читинскую область, Республику Саха (Якутия), Амурскую область. К Хабаровской епархии отошли Приморский край, Хабаровский край, Магаданская область, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ, Камчатская область, Сахалинская область.

Следующим вопросом повестки дня стало обсуждение современного положения старообрядческой общины города Уральска (Казахстан). Протоиерей Валерий Шабашов рассказал о непростом положении общины этого старинного центра старообрядчества. С одной стороны, в городе имеется обширный храм с ракой не так давно канонизированного старообрядческого святого — святителя Арсения Уральского, которого почитают практически все жители города. С другой стороны, содержание этого храма весьма дорого и община находится на грани разорения. О. Валерий призвал создать фонд помощи этой общине. Освященный Собор призвал всех чад Церкви совершать паломнические поездки к мощам святителя Арсения епископа Уральского (г. Уральск), а также вносить пожертвования для общины г. Уральска на поддержку храма в котором покоятся мощи святителя.

Отдельным вопросом повестки дня стало духовное окормление старообрядцев, проживающих в странах Балтии: Эстонии, Латвии и Литве. Группы христиан Белокриницкой иерархии находятся в самых разных регионах этого края, самой крупной зарегистрированной общиной Балтии считается приход в г. Екабпилсе, где настоятелем является о. Василий Волков, рукоположенный архиепископом Софронием (Белокриницкая Митрополия). Соборяне постановили вынести вопрос об окормлении старообрядцев в Эстонии, Латвии и Литве на совместное архиерейское совещание с Белокриницкой митрополией.

Подобное же решение было принято в отношении обращения Духовного Совета Белокриницкой Митрополии, в котором выражается просьба вернуть архиерейский посох, некогда принадлежащий святителю Амвросию родоначальнику Белокриницкой иерархии. Собор предложил рассмотреть вопрос о месте постоянного пребывания жезла святителя Амвросия, а также его мощей, перенесенных в конце 90-х годов из г. Триеста в г. Браилу – на Общем Соборе двух Митрополий.

Затем началось обсуждение вопроса о нормах представительства на Освященных Соборах. Эту тему предварило выступление владыки Корнилия, в котором он отметил отсутствие на Соборе священнослужителей, не являющихся настоятелями храмов. Владыка отметил, что не только настоятель, а все священники и диакона, должны быть делегатами Собора и представлять на Соборе общины, в которых они служат. Соборяне поддержали предложения митрополита, разрешив присутствовать на Освященных Соборах всем священнослужителям без исключения. Для мирян была установлена норма представительства – по одному делегату от каждой Общины.

Третий день Освященного Собора открылся обсуждением положения в Киевской и всея Украины епархии. Краткий рассказ о ситуации в епархии прозвучал из уст архиепископа Киевского и всея Украины Саватия. Владыка отметил что ситуация на Украине весьма напряженная, однако старообрядцев не трогают, поскольку их влияние на общественную жизнь невелико.

Затем выступил прихожанин Покровского старообрядческого кафедрального собора на Рогожском А. В. Сидякин. Он рассказал о своей поездке в Донецкую и Луганскую область. Как выяснилось старообрядческая община с. Городище ныне находится в зоне боевых действий. Почти каждый день в районе происходят массированные артиллерийские обстрелы. Однако благодаря постоянной молитве жителей села в храме и практически ежедневной Литургии в Успенской храме никто из старообрядцев села не погиб, хотя в окрестных селах всё разгромлено и есть немало жертв. В селе постепенно наступает голод, поскольку в полях невозможно работать из-за обстрелов и минирования. Сидякин предложил начать сбор гуманитарной помощи обездоленным жителями Луганщины. Это его предложение было поддержано Освященным Собором.

Также выступали представители старообрядческих общин с Западной Украины. Они рассказали, что ситуация в самих общинах спокойная, но некоторые политические силы пытаются вовлечь старообрядцев в этот гражданский конфликт. В своем большинстве старообрядцы, как и другие жители Буковины и Придунавья, не имеют желания участвовать в гражданской войне. Им непонятны цели и смысл этого кровавого противостояния. По окончании дискуссии Освященный Собор призвал христиан к усиленной молитве о мире на Украине и сбору благотворительной помощи для пострадавших в результате конфликта.
Затем соборяне выслушали просьбу представителей Казанской епархии, которая имеет государственную регистрацию. Власти в последние годы выдвинули новые требования к оформлению документов религиозных общин. Для согласования уставных документов согласно нормам российского законодательства требуется внесение определенных изменений в само наименование епархии. Собор благословил изменить наименование старообрядческих епархий. Теперь оно формулируется следующим образом: «Религиозная организация (наименование) епархия Русской Православной старообрядческой Церкви». Также принято решение привести типовой устав общин в соответствие с требованиями действующего законодательства.

Последним вопросом третьего дня Собора стало обсуждение греха брадобрития. В ходе длительной и непростой дискуссии было высказано множество мнений. Звучали предложения признать брадобритие (равно как и брадострижение) ересью и лишить согрешающих этим грехом права входить на клирос или подходить ко кресту. С другой стороны, участники Собора говорили о недопустимости таких жестких мер.
В результате обсуждения Собор напомнил бреющимся или подстригающим бороды и усы о постановлении 1908 г., позволяющем духовным отцам отлучать таких людей, по рассуждению, от всякой церковной святыни, и постановил не допускать вхождение подверженных данным грехам во святой алтарь.

 

http://rpsc.ru/news/novosti-mitropolii/itogi-zasedanij-osvyashhennogo-sobora/


 

О сайте Правила Помощь Реклама Разработчикам Обратная связь