Пожаловаться на группу
Совладельцы группы
    Сергей Петров
Владелец
О группе
Участники
Фото
Дискуссии
 
Информация группы
НазваниеЕпархия Иркутско-Амурская и всего Дальнего Востока Русской Православной Старообрядческой Церкови
ОписаниеСоздание епархии и епархиальные епископы, священники.

Верхнеудинская старообрядческая община г. Улан-Удэ.

Десятниковская старообрядческая община Тарбагайского района Республики Бурятия.

Нижне Жиримская старообрядческая община Тарбагатайского района Республики Бурятия.


Епархия Иркутско-Амурская и всего Дальнего Востока была создана в августе 1910 г. решением Освященного Собора Древлеправославной Церкви Христовой (на Освященном Соборе 1988 г. принято официальное наименование Русская Православная Старообрядческая Церковь), в епископы избран священноинок Иосиф (Антипин) для окормления древлеправославных христиан Восточной Сибири и Дальнего Востока. 

По многочисленным просьбам староверов Забайкалья и Приамурья Освященный Собор 1910 г. принял историческое и насущное решение. Давно назрела необходимость духовного единения и архиерейского окормления старообрядцев проживающих на огромных просторах Прибайкалья, Забайкалья, Приамурья, Якутии, Приморья и всего Дальнего Востока.

Трёхчинная иерархия в Древлеправославной Церкви была восстановлена святительским подвигом митрополита Босно-Сараевского Амвросия, в 1846 г. в старообрядческом селе Белая Криница Австрийской империи (ныне Черновицкая обл. Украины). Староверы не имели свободы в родном отечестве и подвергались большим притеснениям в вопросах старой православной веры, а их священство было под запретом и подвергалось арестам, тюрьмам и ссылке на каторгу. Поэтому до 1905 г. священники не могли свободно рукополагаться старообрядческими епископами и староверам было запрещено открыто исповедовать древлеправославную веру своих предков. 
Староверы Забайкалья много раз тайно с большими издержками привозили из центральных регионов священников, но царские власти находясь под влиянием никониан требовали выдачи священников для последующего заключения в тюрьму. Временами жестокие преследования старообрядческих священников царскими властями и никонианскими попами вызывал справедливый протест староверов переходящий в открытое неповиновение.

Ф.Ф. Болонев в книге «Семейские» (1985) излагает факты: «Более 2-х лет (1842- 1844) отстаивали староверы Большого Куналея Тарбагатайского р-на свою святыню – Покровскую церковь и тщательно скрывали священника Николу (Борщева). Дело дошло до вооружённого столкновения с войсками. Против куналейцев выступили воинские части. Жители с. Куйтун и соседних семейских сёл поддержали своих одноверцев». Войскам пришлось отступить, но никонианский поп Василий Знаменский требовал от военных, арестовать старообрядческого священника и закрыть старообрядческую церковь. «Под угрозой «военной экзекуции» куналейцам пришлось подчиниться».
«Еще больший накал приобрела борьба старообрядцев в с. Бичура в 1859 г. Она вызвала большой резонанс как среди старообрядческого населения, так и среди местных властей. Поводом к выступлению послужило задержание заседателем Чайковским и никонианским священником из с. Елань старообрядческого священника Георгиевского, привезенного староверами из Калужской губернии. Вооруженная ружьями толпа в несколько сот человек отбила своего священника, а заседателя избили. Бабы обмарали его навозом (он был охотник до прекрасного пола) и бросили в каталажку. Заволновались и другие семейские села. Известия о событиях в Бичуре докатились до Иркутска. Генерал-губернатор Восточной Сибири Н. Н. Муравьев-Амурский срочно поскакал к месту событий. В Бичуре он увидел огромную возбужденную в несколько тысяч человек толпу «разгневанных раскольников», вооруженную чем попало. А вблизи их роту линейного батальона во главе с капитаном Лыткиным. Муравьев, опираясь на вооруженных солдат, запугал восставших, велел им бросить оружие, затем дал 10 минут на то, чтобы они выдали зачинщиков. Вышел священник и с ним человек 15 стариков. Восстание было подавлено. 

Писатель М. Орфанов, через несколько лет побывавший в Бичуре, записал со слов очевидцев: «Стариков заковали в кандалы и увезли. Нам дали по 50 розог каждому десятому человеку». Пять стариков-уставщиков, Степан Белых, Иван Перелыгин, Авдей Афанасьев, привезший священника, Давид Васильев и Василий Ткачев, были сосланы в Иркутский округ и поселены в с. Оёк. Так расправились царско-никонианские власти с непокорными.
Были выступления и в других семейских селах. Так в 1841 - 1842 гг. в с. Харауз женщины не позволили солдатам снять колокола и кресты со своей часовни».
Открытое противостояние продолжалось до 1905 г. 

После Указа царя «Об укреплении начал веротерпимости» 17 апреля 1905 г., по старому стилю (30 апреля по новому) произошло знаменательное событие. Высочайшим указом Государя Императора Николая II были приняты действенные меры «к устранению стеснений в области религии». Согласно 1-му пункту Указа прекратились преследования граждан другого христианского «исповедания и вероучения», а также тех, кто «отпал от православной [никонианской] веры», т.е. староверов. Все оны были уравнены в гражданских правах.
Старообрядческому первоиерарху Архиепископу Московскому и всея Руси Иоанну (Картушину) (1898-1915) (происходил из казаков станицы Островской, области Войска донского) неоднократно приходилось решать вопросы поступающие от староверов из далёкой Сибири и Дальнего Востока. Учитывая большое компактное проживание староверов, в анклаве от Иркутска до Амура было решено создать епархию и направить архиерея для окормления значительного количества старообрядческих общин Восточной Сибири и Дальнего Востока.
18 декабря 1911 г. в Москве, на Рогожском кладбище Архиепископ Московский и всея Руси Иоанн (Картушин) в сослужении с епископом Рязанским Александром рукоположили священноинока Иосифа (Антипина) в епископа Иркутско-Амурского и всего Дальнего Востока.
В мае 1912 г. епископ Иосиф прибыл в свою епархию и приступил к святительским обязанностям архиерея, местом епархиального управления он избрал старообрядческое село Бардагон Амурской области.
Епископу Иосифу выпала тяжёлая и ответственная доля создать и организовать епархиальное управление. Организационные вопросы Иркутско-Амурской и всего Дальнего Востока епархии выпали на неспокойные времена: Первая мировая война, суровое лихолетье гражданской войны, становление безбожной советской власти с последующей государственной политикой направленной на уничтожение истиной православной веры. Первый епископ Иркутско-Амурской и всего Дальнего Востока епархии Иосиф с достоинством пронёс свой святительский крест архиерея.
В годы гражданской войны и последующего лихолетья старообрядчество расширило свои географические границы и принесло народам Монголии, Китая, Австралии и всего Дальнего Востока свет истинного православия.
Под напором безбожной власти большевиков произошёл второй большой исход русских староверов за пределы России, по воле Господа и благословлению епископа Иосифа староверы Иркутско-Амурской и всего Дальнего Востока епархии основали свои общины в Монголии, Манчжурии, Австралии и других государствах региона. В г. Харбине в кратчайший срок летом 1925 г. был построен старообрядческий храм во имя святых славных и всехвальных верховных апостол Петра и Павла, который на некоторое время стал кафедральным храмом Иркутско-Амурской и всего Дальнего Востока епархии.
Церковная жизнь Иркутско-Амурской и всего Дальнего Востока епархии требовала нормализации, в июле 1925 г. в г. Харбине усилиями епископа Иосифа был создан Епархиальный Совет и утверждено «Положение об Епархиальном Совете».
В Харбине 14 января 1927 г., в праздник Обрезания Господня, преосвященный Иосиф преставился Богу. Чин погребения отслужили два священника священнопротоиерей Иоанн Кудрин и священноиерей Иоанн Старосадчев.
Освященный Собор Русской Православной Старообрядческой Церкви 2001 г. «причислил к лику святых как местночтимого святого (святителя) преосвященного Иосифа (Антипина), епископа Иркутско-Амурского и всего Дальнего Востока (1853-1927), угодившего Богу своим житием и добре упасшего стадо Христово. Память I-го святителя Иосифа епископа Восточной Сибири празднуется в день его ангельской памяти 22 октября».
В мае 1929 г. в тяжелейших условиях, во времена жестокой борьбы большевиков с верой Христовой был рукоположен в епископы отец Амвросий Федотов, настоятель старообрядческой церкви во имя святителя Николы Чудотворца с. Тарбагатай Бурят-Монгольской Автономной Республики. Священноиерей Амвросий Федотов в иночестве принял имя Афанасий и был возведён в достоинство епископа на Иркутско-Амурскую и всего Дальнего Востока епархию в г. Томске, хиротонию (чин возведения в сан епископа) совершили преосвященный Тихон (Сухов), епископ Томский и Алтайский и преосвященный Амфилохий (Журавлев), епископ Уральско-Оренбурский.
Суровая доля досталась святительству епископа Афанасия, шёл разгул атеизма, кругом уничтожались священнослужители и в первую очередь старообрядческие. И тем не менее епископ Афанасий, осознавая жестокость своего времени, решился на мученический крест первосвятителя Иркутско-Амурского и всего Дальнего Востока епархии и пронёс его достойно как полагается войну Христову в тяжёлые годы лихолетья и войн.
Епархиальное управление Иркутско-Амурской и всего Дальнего Востока епархии с конца 1929 г. стало находиться в с. Тарбагатай Бурят-Монгольской Автономной Республики. Тарбагатайская старообрядческая церковь Святителя Николая Чудотворца получила статус кафедрального храма Иркутско-Амурской епархии и всего Дальнего Востока. Впервые на Забайкальской земле у семейских появился свой архиерей в достоинстве епископа.
Староверы Забайкалья, ушедшие на чужбину во второй большой исход русских за пределы СССР (России) (безбожная большевистская власть создала на территории России - СССР), всегда вели переписку с епископом Афанасием и получали от него духовную поддержку.
Епископ Афанасий всегда духовно поддерживал староверов Манчжурии, Монголии и Китая (выходцев из Иркутско-Амурской и всего Дальнего Востока епархии). Выполняя своё пастырское служение, находился в контакте с самой влиятельной за границей Харбинской старообрядческой общиной и непосредственно вёл переписку с настоятелем этой общины священнопротоиереем Иоанном Кудриным, давал архиерейские наставления и руководства к действию.
В середине 1930-х гг. обстановка вокруг епископа Афанасия (Федотова) стала обостряться. Советская атеистическая власть не могла мириться со свободно проживающим в Бурят-Монгольской Автономной Республике старообрядческим епископом. Начались преследования.
В справки КГБ Бурятской АССР от 31 мая 1990 г., выданной родственникам погибшего, сказано: «Решением тройки НКВД от 16 марта 1938 г. Федотов Амвросий Феофанович был приговорён к высшей мере наказания (расстрелу) по статье 58-10 и 58-11 за контрреволюционную агитацию и пропаганду. Приговор приведён в исполнение 18 апреля 1938 г. Место захоронения не известно».
Богоборческая власть уничтожала и жестоко преследовала старообрядческих священнослужителей: священников, уставщиков, наставников, начётчиков и их семьи. Это было страшное время: храмы закрывались, священнослужители и достойные христиане подвергались изуверским издевательствам, Божья вера благочестивых предков уничтожалась, церкви, часовни и молельные дома превращали в увеселительные дома «культуры», хлевы, склады, в лучшем случае их сжигали, везде извращённо издевались над именем Божиим.
За годы советской атеистической власти в Бурятии все старообрядческие церкви, часовни и моленные дома, которых насчитывалось только в Забайкалье свыше 80, были уничтожены, а их священнослужители вместе с семьями подвергнуты геноциду, это были лучшие передовые силы староверия.
Опору старой православной веры составляли купечество, казачество и крестьянство. Это три основных сословия хранителей Святой Руси. Но с началом революции купечество было уничтожено сразу. Казачество за годы гражданской войны подверглось геноциду. Крестьян в годы советской власти вначале раскулачили, затем превратили в колхозников...
На рубеже 1930-1940-х гг. в результате ужесточившегося антирелигиозного правительственного курса, коллективизации, массовых репрессий подавляющая часть старообрядческих общин Иркутско-Амурской и всего Дальнего Востока епархии была закрыта или перешла на нелегальное положение.
С 1960-х гг. (поздний период советской власти в Бурятии) не было массовых репрессий против Церкви. Однако строить церковную жизнь староверам было запрещено.
Эти последние несколько десятилетий можно определить как период стагнации, проходившей на фоне активной антирелигиозной пропаганды и давления органов КГБ. Государство вело политику, направленную на исчезновение древлеправославия.
К 1990-м гг. в Бурятии, на территории которой находятся крупные компактные поселения староверов, осталась всего лишь одна община Русской Православной Старообрядческой Церкви - Верхнеудинская старообрядческая община г. Улан-Удэ и отдельные нелегальные группы староверов по сельским районам Республики Бурятия.
За годы нахождения у власти советского атеизма в Бурятии, Иркутско-Амурской и всего Дальнего Востока епархии как и всей Церкви был нанесён самый тяжёлый урон.
Воинствующие атеисты воспитали несколько поколений безбожников, но не сумели привить людям высокую нравственность, которая невозможна без веры в Бога.
С середины 1990-х гг. начинается ослабление атеистической пропаганды, с последующей сменой политического курса страны.
На Освященном соборе Русской Православной Старообрядческой Церкви в октябре 1992 г. было решено воссоздать епархию Новосибирскую, всея Сибири и Дальнего Востока, протоиерея Симона (в миру Симон Анфиногенович Килин) избрать кандидатом для поставления в сан правящего епископа. 18 октября 1992 г. протоиерея Симона (Килина) рукополагают в епископы, святительскую хиротонию совершил митрополит Московский и всея Руси Алимпий в сослужении с епископом Иоанном Киевским и всея Украины, в Москве, в Покровском кафедральном соборе на Рогожском кладбище.
Начинается совершенно новый этап в непростом церковном служении, начинается возрождение разгромленных и уничтоженных старообрядческих общин. Сибирская епархия раскинулась от Средней Азии до тихоокеанского побережья на территории нескольких государств. В Сибирскую епархию вошли вся Сибирь и Дальний Восток, а также старообрядческие общины сопредельных независимых государств Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана. Не случайно решением Новосибирского епархиального совещания в сентябре 1999 г. епархия была разделена на восточное (Томская, Кемеровская, Иркутская область, Красноярский край, республики Хакасия, Тыва) и западное благочиния (Новосибирская, Омская область, Алтайский край, республики Горный Алтай, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан).
Епископ Силуян положил много трудов в возрождении древлеправославия в вереной ему епархии. При прямом участии и поддержке епископа Силуяна открыто большинство ныне действующих приходов Сибири и Дальнего Востока, завершено строительство епархиального кафедрального собора в г. Новосибирске (1999), проведена необходимая работа по канонизации месточтимых святых, ведется издательская деятельность.
В октябре 1998 г. в Московской Митрополии прошло заседание очередного Освященного собора на котором было решено: «Из обширной Сибирской епархии выделить самостоятельную Дальневосточную епархию с центром во Владивостоке, в которую войдут Приморский и Хабаровский края, Амурская и Магаданская области. Должность епархиального архиерея остаётся вакантной» (Календарь РПСЦ за 1999 г. С. 108).
С приходом в России к власти демократов в 1990-х гг. была объявлена свобода совести, ранее только декларируемая всеми советскими Конституциями.
Получив эту свободу, старообрядчество, в отличие от других конфессий, возрождается очень медленно. Последнее столетие крайне пагубно отразилось на староверах, пошатнулись сами основы - глубокая религиозность, историческая память, преемственность. В той или иной степени несколько поколений восприняло если не полный атеизм, то глубокие сомнения в религиозных истинах. Религиозная свобода и безразличие, сменившие в современном мире официальный атеизм, настойчиво внушают только одно - истина относительна.
25 апреля 2010 г., согласно решениям Освященных Соборов и апрельского Совета Митрополии 2010 г., священноинок Патермуфий (в миру Петр Гаврилович Артемихин), ранее служивший настоятелем храма Успения Пресвятыя Богородицы с. Городище Луганской области (Украина), был возведен в сан епископа. Хиротонию в Покровском кафедральном соборе на Рогожском кладбище совершил митрополит Московский и всея Руси Корнилий в сослужении владыки Саватия, архиепископа Киевского и всея Украины, и преосвященного Силуяна, епископа Новосибирского и всея Сибири.
Решением Совета Митрополии владыка Патермуфий назначен правящим архиереем Уссурийской и всего Дальнего Востока епархии.
12 сентября 2010 г., в попразднество Усекновения главы святаго славного пророка и Предотечи Иоанна, в кафедральном соборе г. Хабаровска был совершен чин восхождения на кафедру Уссурийской и всего Дальнего Востока епархии святителя Патермуфия. После архиерейской литургии владыка Корнилий, первоиерарх Русской Православной Старообрядческой Церкви, вручил жезл новому правящему архиерею епархии.
Постановлением Архиерейского Собора Русской Православной Старообрядческой Церкви, состоявшегося 22 октября 2010 г. в граде Москве, решено: «Уссурийскую и всего Дальнего Востока епархию, впредь именовать Иркутско-Амурской и всего Дальнего Востока». Тем самым восстановлено историческое первоначальное название и границы Иркутско-Амурской и всего Дальнего Востока епархии, а также утверждено: «Кафедральным храмом Иркутско-Амурской и всего Дальнего Востока епархии является храм Покрова Пресвятыя Богородицы в г. Хабаровске». Владыка Патермуфий восстановил историческое название епархии Иркутско-Амурского и всего Дальнего Востока.
Возрождение старообрядческого священства идёт медленно, так как наше современное общество заражено атеизмом, его пороки губят старшее поколение и растлевают молодежь. Поэтому трудно стало находить кандидатов в старообрядческое священство. По учению Святых Отец, священником может стать только достойный священного сана человек. Священник является носителем святого духа, и недостойный священства человек не имеет права быть рукоположенным в духовный сан.
Духовная деградация современного общества достигла, как сказано в Библии, «последнего времени». Современное общество в России духовно одичало и превратилось в духовных экстремистов и террористов, у которых преобладают извращённые понятия об истинных ценностях и вере в Бога.
Была 1000-летняя героическая история православия Святой Руси, 70 лет атеизма, и для большинства наших сограждан нет православной Христовой веры. Для них, чтобы поверить в истинного Бога, необходимо начинать опять с прихода Исуса Христа, но Он придёт уже судить. У человечества в запасе уже нет 1000-летия.
Сегодня мы чувствуем грозное дыхание грядущих времён. И уже в точности сбываются пророчества Апокалипсиса – Откровения Иоанна о последних временах и Страшном Суде. И, спасаясь от грядущего антихриста, становится невидимым, уходит в спасительные воды вечности величественная Святая Русь. Сквозь толщу времён глядят с надеждой на нас, недостойных, лики ушедших праведников, святых мучеников, и мы чувствуем могучее, морозное, целебное дыхание Вечной Жизни. В ней, во славу Божию, соединится на веки вечные всё самое лучшее, выпестованное многими поколениями людей Земли.
В 2011 г. были отмечены памятные юбилейные даты для старообрядцев Сибири и Дальнего Востока и особенно для староверов Забайкалья: 100-летие епархии Иркутско-Амурской и всего Дальнего Востока и 10-летие прославления в лике святых священномученика епископа Афанасия Тарбагатайского. Чем дальше уходят грозные 1930-е гг., тем ярче вырисовывается подвижническая жизнь святителя Афанасия, «пострадавшего в XX в. за веру Христову от безбожников». Будем достойны своих благочестивых дедов и прадедов и сохраним нашу старую православную веру Святой Руси незыблемой.

Категория Религия
Новости
Еще...Нет больше доступной информации.

О сайте Правила Помощь Реклама Разработчикам Обратная связь