Размещено 19:01 17.10.2013
Житие святого священномученика епископа Афанасия 
Иркутско-Амурского и всего Дальнего Востока – выходца из семейских Забайкалья
(75-летие со дня мученической смерти)

Афанасий Тарбагатайский - святой священномученик, епископ Иркутско-Амурский и всего Дальнего Востока (1929-1938) (в миру Федотов Амвросий Феофанович) Древлеправославной Церкви Христовой (ДЦХ) (с 1988 г. официальное название Русская Православная Старообрядческая Церковь).
Родился 30 ноября 1880 г. (ст. ст.) в с. Тарбагатай Верхнеудинского уезда Забайкальской области в семье крестьян-староверов Феофана Ивановича и Феклы Никитичны Федотовых. Его дедушка Иван Григорьевич Федотов был известным и влиятельным уставщиком-поповцем не только в Тарбагатае, но и среди семейских Забайкалья.
В начале 1881 г. младенца Амвросия крестил священноиерей Древлеправославной Церкви Христовой Михаил Екимов (в последующем священномученик епископ Мефодий Томский и Сибирский), приезжавший в Забайкалье. Однако Иван Григорьевич окрестив внука в Древлеправославной Церкви Христовой сам не присоединился к ней.
Амвросий Федотов с детства воспитывался в старообрядческой семье и получил хорошее домашнее церковное образование. Христианский образ жизни и изучение устоев православной веры на основе высокодуховных христианских примерах способствовали формированию у Амвросия ревностного отношения к вере своих благочестивых предков. В среде староверов беглопоповцев он начинает завоевывать духовный авторитет и становится уставщиком. В 1910 г. на старообрядческом съезде в с. Куйтун Верхнеудинского уезда был избран представителем для приискания священника в Забайкалье. В 1912 г. вторично был уполномочен староверами Забайкалья для поездки в центральную часть России для той же цели. После тщетных поисков благодатного священника в среде синодальной никонианской церкви Амвросий Феофанович, занялся исследованиями вопроса о православном священстве. Познакомился со старообрядческим священником Древлеправославной Церкви Христовой Антонием Пучковым, который был настоятелем старообрядческой церкви в с. Куйтун и окормлял христиан с. Тарбагатай.
В 1914 г. супруга Амвросия Феофановича, Марья Ивановна умерла оставив двух дочерей: Екатерину, 1904 г.р. и Анну, 1908 г.р., которые остались в семье за хозяек.
Со временем Амвросий Федотов завел переписку с Владыкой Иосафом, старообрядческим епископом Томским, от него получил литературу о законном и канонически правильном переходе в 1846 г. митрополита Амвросия Белокриницкого к старообрядцам и восстановлению трехчинной церковной иерархии в древлеправославии.
9 июня 1919 г. Амвросий Феофанович Федотов с несколькими десятками душ староверов-поповцев с. Тарбагатай возвратился к единству святой древлеправославной Христовой церкви. Так же следуя его примеру в с. Бичура Забайкальской области 40 душ последовало в лоно святой Церкви Христовой. С этого момента начинается кипучая деятельность А.Ф. Федотова во славу Божию. 22 апреля 1922 г. по инициативе Амвросия Федотова священноиереем Иоанном Емельяновым настоятелем старообрядческой церкви во имя верховных апостолов Петра и Павла с. Тарбагатай было подано заявление властям о возврате Тарбагатайской старообрядческой церкви во имя святителя Николы Чудотворца из никонианского единоверия. Благодаря активным действиям Амвросия Федотова 17 марта 1923 г. эта церковь насильственно обращенная никонианами в единоверческую церковь в 1841 г. была возвращена старообрядцам с. Тарбагатай.
5 марта 1923 г. в г. Харбине в Корпусном городке в старообрядческой церкви епископ Иосиф Иркутско-Амурский и всего Дальнего Востока в сослужении протоиереев о. Артемия Евстафьевича Соловьева и о. Иоанна Гавриловича Кудрина рукоположил Амвросия Феофановича Федотова в священноиереи для служения настоятелем церкви во имя святых верховных апостолов Петра и Павла с. Тарбагатай. С 17 апреля 1924 г. о. Амвросий Федотов стал настоятелем Тарбагатаского храма во имя святителя Николы Чудотворца с окормлением староверов с. Куйтун. Он много трудился на ниве Божией, проводил беседы, участвовал в публичных диспутах со староверами не присоединившимися к святой Древлеправославной Церкви. Уже в 1924 г. о. Амвросий организовал приходы в г. Верхнеудинске, селах Надеино, Десятниково, Ягодное, Саратовка, Бичура, Мотня. К нему приезжали семейские из разных сел для бесед с целью принятия благодатного священства Древлеправославной Христовой Церкви. Он всех выслушивал и со всеми старался найти общий язык, всем разъяснял святую истину и проповедовал Святоотеческое Писание.
Будучи священником, отец Амвросий установил переписку со многими общинами и священниками Сибири и Дальнего Востока. Всегда обращался за советом и испрашивал благословения и святительских молитв у своего духовного пастыря епископа Иосифа, вынужденно находившегося за границей в Китае. Состоял в переписке со многими видными деятелями старообрядчества того времени. Вел дружескую переписку с протоиереем Иоанном Кудриным, бывшим Главным Старообрядческим Священником Армии и Флота Верховного Правителя России адмирала А.В. Колчака - настоятелем Харбинской старообрядческой церкви во имя святых верховных апостолов Петра и Павла.
По спорным и острым вопросам, встававшим в то неспокойное время целенаправленного уничтожения старых отеческих устоев и установления «нового мирового порядка», неоднократно обращался в Москву к первосвятителю Древлеправославной Христовой Церкви архиепископу Московскому и всея Руси Мелетию.
Священноиерей Амвросий с благословения правящего епископа Иосифа несколько раз обращался с письменными докладами в Москву на Освященный Собор Древлеправославной Церкви Христовой о положении дел в старообрядческих общинах Забайкалья. Он просил организовать проповедническую деятельность среди старообрядцев Бурятии, находившихся в «беспричинном разделении» и не присоединенных к Церкви.
Активная деятельность во славу Божию способствовала росту духовного авторитета простого священника из Тарбагатая как среди семейских, так среди священнослужителей Иркутско-Амурской и всего Дальнего Востока епархии и всего старообрядчества России. Еще молодым, Амвросий Феофанович Федотов стал на путь служения Господу Исусу Христу. Выбранный в уставщики, он стал одним из влиятельных уставщиков Забайкалья. Рукоположение в достоинство священника раскрыло в нем талант истинного пастыря Христова. Священноиерей о. Амвросий Федотов постоянно заботился о духовном здоровье своей паствы. Неутомимо старался донести до людей Слово Божие и по возможности уберечь от пагубного тлетворного влияния безбожия, захлестнувшего всю Россию в XX в.
В 1924 г. Федотов активно поддержал решение всех старообрядческих обществ Забайкалья выступивших решительно против регистрации церковных общин органами советской власти. Старообрядческие общины семейских отказавшись от регистрации заставили местные органы советской власти на время прекратить преследования, чем сорвали в Забайкалье ленинско-троцкистский план быстрого обезбоживания населения России. Органам советской власти пришлось разработать новую изощренную и коварную политику в отношении семейских
14 января 1927 г. в г. Харбине умер первый епископ Иркутско-Амурский и всего Дальнего Востока Иосиф.
25 июня 1928 г. в с. Тарбагатай Бурят-Монгольской АССР состоялось «Объединенное собрание представителей приходов Иркутско-Амурской древлеправославной старообрядческой епархии», на котором присутствовали представители старообрядческих общин г. Иркутска, с. Доно Читинского округа, сел Тарбагатай, Куйтун Верхнеудинского округа, и другие общества, входившие в состав последних (Тарбагатая и Куйтуна) при участии временно заведывающего Иркутско-Амурской епархией епископа Тихона Томского-Алтайского. На этом собрании священноиерей Амвросий Федотов был выдвинут кандидатом в епископы на вдовствующую епархию. Освященный Собор Древлеправославной Христовой Церкви утвердил 8 кандидатов для участия в выборах епископа на Иркутско-Амурскую и всего Дальнего Востока епархию.
Советские власти запретили проведение епархиального съезда. Старообрядцы решили на местах в общинах обсудить кандидатуры на вдовствующую епархию. Шла долгая переписка, и староверы Восточной Сибири и Дальнего Востока единодушно избрали священноиерея Амвросия Феофановича Федотова, настоятеля старообрядческой церкви во имя святителя Николы Чудотворца с. Тарбагатай Верхнеудинского района Бурят-Монгольской АССР кандидатом во епископа Иркутско-Амурского и всего Дальнего Востока. Епископы Амфилохий (Журавлев) и Тихон (Сухов) Томский и Алтайский, которые по очереди временно окормляли Иркутско-Амурскую и всего Дальнего Востока епархию, организовали переписку с общинами, по их указаниям староверы на местах провели выборы епископа на свою епархию и прислали протоколы и приговоры собраний общин.
После решения приходов Иркутско-Амурской и всего Дальнего Востока епархии и по благословению архиепископа Мелетия Московского 19 мая 1929 г. в г. Томске в храме Успения Пресвятой Богородицы епископом Афилохием в сослужении епископа Тихона Томского и Алтайского была совершена хиротония во епископа Иркутско-Амурского и всего Дальнего Востока священника о. Амвросия Федотова с наречением имени Афанасий. Новопоставленому епископу были вручены пастырский жезл и особая грамота удостоверяющая епископскую хиротонию.
24 и 25 июня 1929 г. по возвращении из Томска епископ Афанасий (Федотов) провел первую архиерейскую службу в своей епархии в храме во имя Покрова Пресвятой Богородицы г. Иркутска. По отзывам очевидцев староверы г. Иркутска остались очень довольны смирением и назиданием своего архипастыря.
В посещении епископа Афанасия нуждались все общины Иркутско-Амурской и всего Дальнего Востока епархии, но власти не разрешили ему выезжать за пределы Бурят-Монгольской АССР. С постоянным проживанием епископа в Тарбагатае Верхнеудинского района Тарбагатайская старообрядческая церковь во имя святителя Николы Чудотворца получила статус кафедрального храма Иркутско-Амурской и всего Дальнего Востока епархии. В помощь для управления епархией и служения настоятелем в кафедральном храме епископ Афанасий вызвал из-под Хабаровска священноиерея о. Иоанна Емельянова. Владыка Афанасий, вступив в управление епархией, приложил все усилия для налаживания полнокровной духовной жизни старообрядческих общин в вверенной ему Богом паствы и противостоянию безбожному давлению со стороны советской власти направленного на уничтожение в человеческом сознании веры в Бога.
С усилением репрессивных мер со стороны советской власти в конце 1930-х гг. епископа Афанасия и членов его семьи лишили избирательных прав, а зятя Думнова Андрея Павловича выслали в ссылку как контрреволюционера. Зимой 1931 г. владыку Афанасия отправили на принудительные работы – лесозаготовку, 25 февраля он вернулся. По возвращению епископ продолжает вести активную проповедническую деятельность, проводит убедительные беседы с беглопоповцами и безпоповцами по поводу объединения всех староверов Забайкалья под омофором Древлеправославной Христовой Церкви. В том же 1931 г. он направил старообрядческим общинам Бурятии «Обращение старообрядческого епископа Афанасия Дальневосточной епархии (Белокриницкой митрополии), проживающего в с. Тарбагатае, к беглопоповцам, жительствующих в пределах прибайкалья – нынешней Бурятии». В этом «Обращении» он призвал их к объединению и защите веры предков - святой Христовой Церкви «будем ея защищать общими силами, будем воевать за нее. Конечно не с вещественным в руках оружием выступать, а духовным мечем…». (НАРБ. Ф.478. Оп. 1. Д. 4. Л. 463.)
Владыка Афанасий вел большую переписку с общинами Иркутско-Амурской и всего Дальнего Востока епархии, которые находились не только на территории СССР, но и находящимися за «железным занавесом» в Китае: в г. Харбине, в г. Хайларе, в Трех-речье на хуторе Верх-Кули и в с. Покровка. Если в советской России старообрядческие церкви властями закрывались, то в Китае по благословению епископа Афанасия начались строиться: на хуторе Верх-Кули Трех-речье старообрядческая церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы в 1932 г.; в с. Покровка Трех-речье старообрядческая церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы в 1933 г.
По воспоминаниям очевидцев, родственников и прихожан, владыка Афанасий был очень грамотным и образованным человеком. Кроме знания духовной литературы и канонических правил, которыми он владел в совершенстве, его интересовали естественные науки, история, литература. У родственников сохранились дореволюционные издания с его пометками на полях. У владыки был очень красивый почерк, он одинаково хорошо писал и славянским, и гражданским шрифтом.
В 1930-е гг. волна коллективизации дошла до Забайкалья. В 1931 г. семью владыки раскулачили. Остался дом с пристройками, который сохранился до наших дней. Закрывали церкви, арестовывали священнослужителей, но владыка не таился и продолжал служить Церкви. В проповедях разъяснял своей пастве, как в этих условиях сохранить веру в душе, не поддаваясь наваждениям бесовских сил.
В середине 1930-х гг. для владыки стало очевидно, что травля церкви, организованная властями, добром не кончится. Он настоял, чтобы семьи его дочерей покинули село и уехали как можно дальше.
Перед арестом епископ Афанасий жил один. В то время он был уже немолод и прибаливал, давал знать о себе нелегкий крестьянский труд. Но больше всего владыка печалился и молился по невинноубиенным и репрессированным христианам. Некоторые прихожане, несмотря на репрессии священнослужителей, поддерживали его морально и материально. Имена этих мужественных людей, к большому сожалению, мы не знаем, их давно уже нет в живых.
В середине 1930-х гг. советская атеистическая власть взяла курс на полное уничтожение веры в Бога. Обстановка вокруг владыки Афанасия (Федотова) стала обостряться. Преследования ужесточились. Были сосланы, арестованы и репрессированы все окружавшие епископа Афанасия (Федотова). От владыки требовали отречения от Христа. Требовали в обмен на жизнь публично признать христианское учение ложным. Святитель, епископ Афанасий остался непреклонным.
20 октября 1937 г. преосвященнейший Афанасий, епископ Иркутско-Амурский и всего Дальнего Востока Древлеправославной Христовой Церкви, был арестован. По материалам следствия видно, что «дело» велось для видимости, формально, уже все было предрешено «на верхах в московских кабинетах». Все делалось только с одной целью: уничтожить лучших представителей народа, перед тем еще и надругаться над ними, выбить всеми подлыми способами любые признания с целью опорочить достойного человека, тем самым запугать оставшихся на свободе. Что пришлось претерпеть в нквэдэшных застенках священномученику епископу Афанасию Тарбагатайскому, находившемуся полгода в заключении, одному Богу известно. Но несомненно одно: воин Христов мужественно претерпел все до конца. Не смогли приспешники антихристовы опорочить святого человека, стойко перенесшего все козни падшего мира. Посрамленные героизмом епископа Афанасия энкавэдэшники лишили его жизни. Но этого мучителям оказалось мало. И после смерти они скрыли место захоронения, чтобы предать забвению его имя. Но ничего у них не вышло. Епископ Афанасий своими земными страданиями за старую православную веру угодил Богу, а его мучители погубили свои души.
После ареста епископа Афанасия кафедральный храм во имя святителя Николы Чудотворца в с. Тарбагатай был национализирован властями и переоборудован под больницу, по настоящее время в нем находится сельская районная поликлиника. Очертания алтаря сохранились до наших дней.
Перестала существовать Иркутско-Амурская и всего Дальнего Востока епархия, староверам пришлось перейти на нелегальное положение.
В справке КГБ Бурятской АССР от 31 мая 1990 г., выданной родственникам погибшего, сказано: решением тройки НКВД от 16 марта 1938 г. Федотов Амвросий Феофанович был приговорён к высшей мере наказания (расстрелу) по ст. 58-10 и 58-11 за контрреволюционную агитацию и пропаганду. Приговор приведён в исполнение 18 апреля 1938 г. Место захоронения неизвестно. В октябре 1989 г., Федотов Амвросий Феофанович был реабилитирован ввиду отсутствия состава преступления.
Осенью 2001 г. в Москве на Освященном соборе Русской Православной Старообрядческой Церкви священномученика Афанасия (Федотова), епископа Иркутско-Амурского и всего Дальнего Востока, причислили к лику святых, за веру Христову от безбожия пострадавшего.
Понимая куда ведет политика советской власти, епископ Афанасий успел до ареста собственноручно с помощью брата Ильи Феофановича спрятать церковные святыни от поругания в лесу, в пещере недалеко от с. Тарбагатай. В 2004 г. старообрядцы России и Забайкалья в месте хранения православных святынь установили поклонный Крест, чин освящения провел предстоятель Русской Православной Старообрядческой Церкви митрополит Московский и всея Руси Андриан.
В сентябре 2008 г., к 85-летию Республики Бурятия, был проведен конкурс «Лучшие люди Бурятии» Региональная общественная организация «Общество культуры семейских Республики Бурятия» выдвинула на конкурс священномученика епископа Афанасия Тарбагатайского, Иркутско-Амурского и всего Дальнего Востока. В результате конкурса десятку лучших возглавили известные религиозные деятели, вторым в списке назывался священномученик епископ Афанасий (Федотов). Спустя многие десятилетия, память о владыке Афанасии жива на его Родине - в Бурятии и в сердцах староверов. Церковная молитва о нём не прекращалась даже тогда, когда запрещалось его имя произносить. Ныне староверы Забайкалья гордятся своим земляком, молятся ему, отдавая дань памяти человеку и таким, как он, воинам Христовым, благодаря которым отеческая старая православная вера жива и пребудет до скончания века.

Опубликовано: «Житие святого священномученика епископа Афанасия Иркутско-Амурского и всего Дальнего Востока – выходца из семейских Забайкалья» (75-летие со дня мученической смерти)//Материалы республиканской научно-практической конференции «Кирилло-Мефодиевские чтения – 2013». 24.05.2013. Улан-Удэ. С. 29-36. (Статья написана по материалам книги Петрова С.П. «Старая православная вера за Байкал-морем. Епископ Афанасий Тарбагатайский, Иркутско-Амурский и всего Дальнего Востока». Улан-Удэ. 2013. 392с.
С.П. Петров.

 

О сайте Правила Помощь Реклама Разработчикам Обратная связь