Крещенское купание грехов не смывает! Одной из старинных традиций на Руси является освящение святой воды в самый праздник Богоявления на реках и прудах. В последние годы эта традиция стала дополняться так называемыми крещенскими купаниями, когда многочисленные паломники, в том числе и разгоряченные алкогольными напитками, бросаются в ледяные «иордани». Почему у староверов не принято совершать такие «подвиги», а также о других традициях праздника Крещения нам рассказывает настоятель калужской старообрядческой общины о. Иоанн Курбацкий. Какие особенности или традиции праздника Богоявления есть в ваших краях? Каких-либо особенностей празднования Богоявления в Калужских краях нет. Мы совершаем богослужения, начиная со службы Царских часов. Освящаем воду 5 (18) и 6 (19) января после Литургии в храме. Потом пьем святую воду и кропим ею жилища и прочее. Я думаю, что лучшее прославление праздника не во внешних традициях, а в молитвенном прославлении «нас ради ныне плотию Крещьшагося от Иоанна в водах Иорданских». Богослужение этого праздника очень глубокое по богословскому содержанию. Особенно сложны каноны. Их творцы, преподобные Козма Маиумский и Иоанн Дамаскин, дают христианам напряженные богословские уроки. Сказано ведь святым пророком: «Пойте Богу нашему, пойте … пойте разумно» (Пс. 46:7-8). Чтобы вникнуть в каноны, уразуметь их смысл, требуется глубокое знание Священного Писания и его святоотеческого толкования. Поэтому благочестиво в эти дни помимо молитвы насыщаться духовной пищей — чтением творений святых отцов. О празднике Богоявления писали святители Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Григорий Палама и многие другие. Сказал Господь: «Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» (Ос. 6:6). Почему утрачен обычай освящать воду во внешних источниках (озерах, реках)? Действительно, благочестивый древний обычай освящать воду на «иорданях», устроенных на озерах и реках, ныне почти нигде не соблюдается. Причина тому кроется, видимо, в советских гонениях. За годы безбожия, когда открыто этого делать было нельзя, народ позабыл эту традицию. Сегодня мы делаем так, как поступали наши предшественники — освящаем, в основном, в храмах. Далее, за крещенской водой к храмам выстраиваются часовые очереди. Как устроить раздачу воды, освященной в «иорданях», пока не ясно. В храме же мы освящаем воду в специальных сосудах при большом стечении богомольцев. И люди черпают воду сразу после богослужения. В городах почти невозможно выбраться к рекам. А вот в сельских приходах, надеюсь, обычай освящения воды в открытых водоемах восстановится. Для этого необходима, так сказать, инициатива снизу, ревность самих христиан, которые бы взяли на себя, в том числе, и вопрос обустройства «иорданей» накануне праздника. На священнике и причте в эти дни лежит большая богослужебная нагрузка, заниматься этим просто нет времени. Надо учитывать и реальные возможности каждого прихода. Клирошане — чаще всего люди преклонного возраста. Мы не можем их принуждать петь на морозе довольно-таки продолжительное время (в некоторых старообрядческих общинах, особенно расположенных не в центральной России, освящение в сам день Богоявления в реках или озёрах всё же совершается. Как вы относитесь к новообрядческой традиции крещенских купаний, почему у старообрядцев её нет? Народные купания под праздник Богоявления совсем недавно приобрели популярность. Но, как известно, все новое — это хорошо забытое старое. Еще в середине XVI в. царь Иоанн Грозный указывал отцам Стоглавого собора, что «в русалье о Иване дни, и в навечерие Рождества Христова и Крещение, сходятся мужи и жены и девицы, на нощное плещевание и безчинный говор, на бесовские песни и плясания, и на Богомерзкия дела, и бывает отроком осквернение и девкам растление…». В ответ на это собор постановил, что «православным християном не подобает тако творити, но Божестенные праздники и святых, почитати и праздновати во славу Божию» (гл. 41 вопрос 24). Естественно, духовное содержание современных крещенских купаний несколько трансформировалось. Это стало новым видом развлечений. В массовом сознании бытует представление о том, что купание в крещенской проруби очищает все грехи: уже не нужно ни посты соблюдать, ни исповедоваться, ни молиться, ни в церковь ходить. Многие из купальщиков говорят, что они словно второй раз родились или второй раз крестились и все грехи смыли. Это Богохульство. Напомним, что Христос для того погрузился в воду в момент Своего крещения, чтобы вместе с Собой внедрить в воду благодать Пресвятого Духа и дать воде свойства очищать грехи. Но это происходит только в Таинстве Крещения при погружении крещаемых в воду, когда в ней находится Сам Христос и Дух Его. В Символе Веры мы исповедуем едино крещение во оставление грехов. И всякий православный человек знает, что грех смывается только в Таинстве Крещения при троекратном погружении в воду, а также в слезах покаяния в Таинстве Исповеди. Из благоговения перед святостью праздника Крещения Господня в Сочельник Богоявления установлен строгий пост, тогда как купальщики очень часто употребляют спиртное. Наконец, купание в освященной воде противоречит благоговейному отношению к великой святыне. Как видно из всего богослужения на праздник Богоявления, святую воду черпают, вкушают, ею помазываются и освящают дома. Ни одного слова о купании в ней не обретается. И здравие мы получаем не от купания, а от причащения святой воды. Следует помнить, что те, кто, видя явную опасность для своей жизни, например, лютый мороз, пренебрегая этой опасностью, без всякой разумной причины, но чтобы прославиться смелостью, удалью или победить в споре, бросаются в воду и вследствие этого погибают, причисляются к самоубийцам. «Написано также: «не искушай Господа Бога твоего» (Мф. 4:7). Итак, этот обычай никакого отношения к православию не имеет, и поэтому старообрядцы не участвуют в крещенских купаниях. По материалам: http://ruvera.ru/articles/kreshenskoe_kupanie_grehov_ne_smyvaet
Добавить метку
Загружено 10 лет назад - Ссылки - Пожаловаться на содержание


О сайте Правила Помощь Реклама Разработчикам Обратная связь