|
Размещено 22:29 17.10.2013
|
|
С середины XIX в., когда возникло белокриницкое согласие, часть поповцев не признала белокриницкую иерархию и продолжала переманивать священников из господствующей церкви. В 20-е гг. XX в. многолетние поиски беглопоповцами епископа завершились привлечением двух епископов господствующей церкви. Таким образом, с 1923 г. ны¬нешняя РДЦ имеет самостоятельную трехчинную иерархию. По¬этому название беглопоповцы (внутри РДЦ не употребляемое) - исторический анахронизм. Весь епископат РДЦ ведет свою преем¬ственность от двух архиереев - архиепископа Саратовского и Петровского Николы (Позднева, 1853-1934; до 1906 г. был ректо¬ром Пензенской духовной семинарии) и епископа Свердловского Сте¬фана (Расторгуева, 1861-1937), присоединившихся к церкви "старообрядцев, приемлющих священство от греко-российской церкви", соответственно в октябре 1923 г. и в 1929 г. Господь наш Исус Христос, совершив дело спасения людей всей Вселенной от греха, проклятия и смерти и открыв Царствие Небесное, основал на земле Свою Единую Соборную Святую и Апостольскую Церковь и заповедал ей приводить ко спасению всех людей, всех времен до второго пришествия Его на землю, причем Он излил на эту Церковь Благодать Святаго Духа сказавши: «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек» (Иоан.14:16). Распространять и устраивать эту Церковь на земле Спаситель заповедал своим Апостолам, ниспослав на них в пятидесятый день по Своем Воскресении из мертвых Духа Святого и установив священноначалие и таинства, причем Главою всей Церкви он объявил Себя, и тем объединил земную Церковь с Небесною, в которой пребывают Святые Ангелы и все праведники перешедшие в загробный мир, находясь в непрестанном общении с Господом Исусом Христом, а также с Богом Отцом и Духом Святым. Земная Церковь освящается Исусом Христом, как Главою, через таинства, и она является телом Христа, где находятся разные члены из среды верующих - грешные и праведные; вне этой Церкви нет спасения ни для кого, потому что спасает всех только Глава ее Исус Христос. Святые Апостолы в деле распространения и утверждения Церкви Христовой поступали, как научил их и заповедал им Исус Христос; для сего они разъясняли верующим сначала Священное писание Ветхого Завета, Евангельское учение Спасителя, и затем по внушению Духа Святого составили письменные творения, из коих образовалось Священное Писание Нового Завета. И заповедовали христианам следовать евангельскому Учению Спасителя и веровать в Него так, как это открыто людям в Св. Писании Ветхого Завета и разъяснено Апостолами в священном Писании Нового Завета. Для устроения же своей внутренней жизни по вере Христовой Апостолы составили особые руководственные правила, согласные со Святым Писанием, названные каноническими, таковых правил 85. Эти правила составили другой источник Божественного откровения, так называемое Священное Предание; христиане древних времен строго хранили и исполняли заповеди Христа Спасителя и правила его Святых Апостол, не вводя в свою религиозную жизнь никаких новшеств. Когда прекратились жестокие гонения на христиан со стороны неверующих евреев и язычников и когда среди хри¬стиан стали появляться вольнодумцы и еретики, которые на¬чали искажать догматы веры Христовой и нравственные ис¬тины Евангельского учения Спасителя, тогда истинные пос¬ледователи веры Христовой стали созывать Вселенские и Поме¬стные Соборы, чтобы на них утвердить веру Христову в чи-стоте, неповрежденности и неизменяемости, а в жизни Цер¬кви Христовой и ее истинных чад установить такой образ и порядок, который был бы вполне согласен с заповедями Спа¬сителя и его веры, а также с каноническими правилами Свя¬тых апостол; вместе с этим среди верных чад Христовой Церкви стали появляться богоугодные отцы и учителя, кото¬рые старались в своих устных беседах и письменных творе-ниях разъяснять догматы Веры Христовой и нравственного ис¬тинно евангельского учения Спасителя и составлять правила для жизни Церкви и ее верных чад, и все это они делали согласно заповедей Спасителя и разъяснениям его Святых Апостол. Творения и правила этих Святых отцов и учителей Церкви рассматривались на Соборах, и те из них, которые признавались действительно согласными с учением Спасите¬ля и разъяснениями Святых Апостол, Соборы постановляли признавать обязательными к руководству и исполнению в жизни Церкви и ее чад, наравне с каноническими правилами, какие вырабатывались на самих Соборах. Вселенских Соборов было 7: Первый был в городе Никее в 325 г.; на этом Соборе было составлено семь членов Сим¬вола Веры, была осуждена ересь Ария о Сыне Божием и со¬ставлено 20 правил о церковной дисциплине. Второй Вселенский Собор был в городе Константинополе в 381 году, который определил еще пять членов Символа Ве¬ры, осудил ересь Македония о Духе Святом и составил семь правил о правах Епископов. Третий Собор происходил в Ефесе в 431 г., он признал обязательным для всех чад Церкви Христовой и не подлежащим никаким изменениям и дополнениям Символ Веры, заключающийся в 12 членах, составленных па первых двух Вселенских Соборах; осудил ересь Нестория о двух естествах во Исусе Христе и составил 8 правил и одно послание к частному Панфилийскому Собору. Четвертый Собор был в городе Халкедоне в 451 г.; он осудил монофизитскую ересь Евтихия о поглощении Божеством человеческой природы во Исусе Христе и составил 30 канонических правил. Пятый Вселенский Собор был в Константинополе в 553 г.; он утвердил постановления четвертого Собора и судил о трех приверженцах еретика Нестория. Шестой Вселенский Собор, называемый Трульским, был в Константинополе в 680 г.; он осудил ересь монофилитскую о двух волях во Христе, подтвердил постановление третьего Вселенского Собора о запрещении составлять новый Сим¬вол Веры и составил 102 канонических правила. Наконец, Седьмой Вселенский Собор был в городе Никее в 787 г.; он осудил ересь иконоборческую и составил 22 ка-нонических правила. Все 189 правил, выработанных семью Вселенскими Собо¬рами для устроения Церковной жизни, составляют Священное Предание Церкви наравне с 85 правилами святых Апостолов. На этих Вселенских Соборах рассматривались и правила, составленные Поместными Соборами и признаны необходимыми к исполнению. Поместных Соборов было 9 в период времени между 314 и 879 гг. Первый – Анкирский, который составил 25 правил, второй - Неокессарийский, который составил 15 правил, третий – Гангрский, составивший 21 правило, четвертый - Антиохийский, составив¬ший 25 правил, пятый – Лаодикийский, составивший 60 пра-вил, шестой – Сардийский, который составил 20 правил, седь¬мой - Карфагенский, составивший 147 правил, восьмой - Конста¬нтинопольский, составивший одно правило о суде над Епис¬копом, девятый - Константинопольский, который называется двукратным, потому что он собирался дважды в храме Свя¬тых Апостол и в храме Софии Премудрости Слова Божия; этим Собором составлено 20 правил. Поместными Соборами составлено всего 334 правила, ко¬торые также были введены в Священные Предания наравне с правилами Святых Апостол и семи Вселенских Соборов. К ним же присоединены и правила, составленные святы¬ми Отцами Церкви, жившими начиная с третьего столетия и кончая восьмым по Р. X, в количестве 155 правил, 18 ответов, 2-х посланий и 10 выписок, а именно: четыре правила св. Дионисия Александрийского, 15 правил св. Петра Александрийского, 12 правил св. Григория Неокесарийского, 3 правила св. Афанасия Александрийского, 92 правила св. Василия Великого, 8 правил св. Григория Нисского, 1 правило св. Григория Богослова, 1 правило св. Амфилохия Иконийского, 18 ответов св. Тимофея Александрийского, 5 правил св. Кирилла Александрийского, 14 правил Феофила Александрийского, 1 послание Геннадия Патриарха Константинопольского и 10 выписок Тарасия Патриарха Константинопольского. Все канонические правила святых Апостол, Вселенских и Поместных Соборов и святых отцов для более удобного использования введены в сборник, называемый «Номоканон (Законоправило)», Иоанном Схоластиком, а также в "Кормчую Книгу" в которой введены еще и толкования на правила и которая в русской Церкви появилась в 1270 г. при Митрополите Кирилле. Основанная на земле Господом Исусом Христом Церковь существует вот уже XX веков. В эти годы она пережила четыре важных периода: Первый с 34 г. по 313 г., когда происходило ее внешнее распространение среди людей, несмотря на жестокие гонения на ее чад. Второй период - с 313 г. по 1054 г., когда совершилось внутреннее благоустройство ее жизни, закончившееся отделением от нее западной Римской церкви. Третий период с 1054 г. по 1458 г., когда пала Византийская Империя в 1453 г. и началась реформация церковной жизни на Западе; в этот период установилось в истинной Христовой Церкви неизменное соблюдение Евангельского учения Христа и утвердилось окончательное благоустройство древнего уклада жизни Церкви. Четвертый период с 1453 г. до настоящего времени, когда Христова Церковь претерпевала и претерпевает великие бедствия в своей внутренней жизни, вследствие разделения на разные религиозные общества и вследствие введения новшеств в Церковную жизнь. Русская Церковь со времени ее возникновения до настоящего момента пережила пять исторических периодов: первый - от крещения Руси до нашествия монголов, с 988 г. по 1287 г.; второй период с 1287 г. по 1461 г., когда совершилось разделение Русской Церкви на две митрополии; третий период с 1461 г. по 1589 г., когда в ней протекала жизнь под управлением двух митрополий; четвертый период с 1589 г., когда было учреждено в Русской Церкви Патриаршество, по 1666/67 г. когда по вине Патриарха Никона и Большого Московского собора того времени произошел церковный раскол и в истинной Церкви остались лишь те, кто, не устрашившись гонений и не поддавшись земным соблазнам без изменений продолжали хранить Святое Предание, отвергнув никоновскую реформу. Пятый период ознаменовался жесточайшими гонениями на древлеправославную веру и на всех, кто ее исповедовал. Он длился с. 1666/67 г. по 1923 г. В этот период земная Церковь вдовствовала, преданная трусливо всеми земными епископами и окормлялась лишь бегствующим от ереси священством, которое принималось в Церковь в сущем сане на основании канонических правил вторым чином, через Миропомазание. Несмотря на ужасные гонения со стороны светской власти и господствующей новообрядческой церкви, древлеправославные христиане неустанно трудились для созидания Церкви Христовой и на протяжении всего этого периода стремились к восстановлению епископского чина, что по благоволению Божьему благополучно свершилось 4 ноября 1923 г. В этот день в городе Саратове в древлеправославном храме во имя св. великомученика Димитрия Солунского настоятелем этого храма, священником Николой Тихомировым в лоно Русской Древлеправославной Церкви был принят Саратовский архиепископ Никола Позднев. Присоединение совершилось по второму чину через Миропомазание, на основании 8-го правила Первого Вселенского Собора. С присоединением Архиепископа Николы и восстановлением епископского чина в Русской Церкви начался шестой исторический период, который длится и по настоящее время. За это время в Древлеправославной Церкви произошло немало важных событий. В частности 16 сентября 1929 г. к Церкви присоединился единоверческий Бугурусланский епископ Стефан (Расторгуев). По каноническим правилам два епископа имеют право хиротонисать других епископов. Поэтому с момента присоединения епископа Стефана в Русской Древлеправославной Церкви восстановилась трехчинная церковная иерархия и начали совершаться архиерейские хиротонии. На Соборе 1924 г. был учреждён Главный Церковный Совет (ГЦС) - высший духовный орган Русской Древлеправославной Церкви. В 1963 г. ГЦС был преобразован в Высший Духовный Совет Русской Древлеправославной Церкви, который с июля 1972 г. стал называться Советом Древлеправославной Архиепископии. В июне 1996 г. этот Совет в свою очередь был реорганизован в Совет епископов Русской Древлеправославной Церкви. Кафедра Первосвятителя Русской Древлеправославной Церкви несколько раз перемещалась, что было обусловлено притеснениями со стороны Советской власти. В 1923 г. она располагалась в Саратове. С 1924 г. по 1955 г. она находилась в городе Москве. С 1955 г. по 1963 г. Глава Русской Древлеправославной Церкви совершал свое архипастырское служение в городе Самара (в советское время Куйбышев). С 1963 г. по 2000 г. резиденция Архиепископа находилась в городе Новозыбкове Брянской области. Освященный Собор 2000 г. принял постановление о возвращении резиденции Предстоятеля Древлеправославной Церкви в Москву. Освященный Собор 2002 г. принял постановление о восстановлении в Древлеправославной Церкви Патриаршества, утраченного в XVII в., через вероотступничество Патриарха Никона. С момента восстановления епископства у церковного кормила совершали своё первосвятительское служение один за другим 9 архиепископов: -архиепископ Никола (Позднев), (1923-1934); -архиепископ Стефан (Расторгуев), (1934-1937); - архиепископ Михаил (Кочетов), (1938-1944); - архиепископ Иоанн (Калинин), (1944-1955); - архиепископ Епифаний (Абрамов), (1955-1963); - архиепископ Иеремия (Матвиевич), (1963-1969); - архиепископ Павел (Машинин), (1969-1979); - архиепископ Геннадий (Антонов), (1979-1996); - архиепископ Аристарх (Калинин), (1996-2000). Каждый из них ныне почивает в Бозе. С 9 мая 2000 г. Русской Древлеправославной Церковью руководит архиепископ Александр (Калинин) Московский и всея Руси. Александр (Авдей Диомидович Калинин) - ныне здравствующий Древлеправославный Патриарх Московский и Всея Руси. Имеет среднее техническое образование. В 1986 г. окончил Московскую Духовную Академию РПЦ МП, кандидат богословских наук. В декабре 1987 г. рукоположен в сан священноинока. С 1990 г. - ректор Высшего Древлеправославного Духовного училища (г. Новозыбков). В сентябре 1992 г. возведён в сан священноархимандрита - настоятель Свято-Троицкого мужского монастыря. На Освященном соборе 7-8 февраля 1996 г. возведён в сан епископа Московского. В 1996 - 2000 гг. - помощник Архиепископа. В июне 2000 г. возведён в сан Архиепископа Новозыбковского, Московского и Всея Руси. Тогда же решено изменить титул предстоятеля на Архиепископа Московского и Всея Руси. Возведён в сан Патриарха Московского и Всея Руси на Освященном Соборе 3 марта 2002 г., прошедшем в г. Новозыбкове Брянской области. Каноническая территория Древлеправославной Церкви разделяется на епархии, которые имеют постоянные границы, утвержденные Освященным Собором 2003 г. Епархии включают в себя благочинья функционирование которых регламентировано Освященным Собором 1925 г.
С.П. Петров.
С середины XIX в., когда возникло белокриницкое согласие, часть поповцев не признала белокриницкую иерархию и продолжала переманивать священников из господствующей церкви. В 20-е гг. XX в. многолетние поиски беглопоповцами епископа завершились привлечением двух епископов господствующей церкви. Таким образом, с 1923 г. ны¬нешняя РДЦ имеет самостоятельную трехчинную иерархию. По¬этому название беглопоповцы (внутри РДЦ не употребляемое) - исторический анахронизм. Весь епископат РДЦ ведет свою преем¬ственность от двух архиереев - архиепископа Саратовского и Петровского Николы (Позднева, 1853-1934; до 1906 г. был ректо¬ром Пензенской духовной семинарии) и епископа Свердловского Сте¬фана (Расторгуева, 1861-1937), присоединившихся к церкви \"старообрядцев, приемлющих священство от греко-российской церкви\", соответственно в октябре 1923 г. и в 1929 г. Господь наш Исус Христос, совершив дело спасения людей всей Вселенной от греха, проклятия и смерти и открыв Царствие Небесное, основал на земле Свою Единую Соборную Святую и Апостольскую Церковь и заповедал ей приводить ко спасению всех людей, всех времен до второго пришествия Его на землю, причем Он излил на эту Церковь Благодать Святаго Духа сказавши: «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек» (Иоан.14:16). Распространять и устраивать эту Церковь на земле Спаситель заповедал своим Апостолам, ниспослав на них в пятидесятый день по Своем Воскресении из мертвых Духа Святого и установив священноначалие и таинства, причем Главою всей Церкви он объявил Себя, и тем объединил земную Церковь с Небесною, в которой пребывают Святые Ангелы и все праведники перешедшие в загробный мир, находясь в непрестанном общении с Господом Исусом Христом, а также с Богом Отцом и Духом Святым. Земная Церковь освящается Исусом Христом, как Главою, через таинства, и она является телом Христа, где находятся разные члены из среды верующих - грешные и праведные; вне этой Церкви нет спасения ни для кого, потому что спасает всех только Глава ее Исус Христос. Святые Апостолы в деле распространения и утверждения Церкви Христовой поступали, как научил их и заповедал им Исус Христос; для сего они разъясняли верующим сначала Священное писание Ветхого Завета, Евангельское учение Спасителя, и затем по внушению Духа Святого составили письменные творения, из коих образовалось Священное Писание Нового Завета. И заповедовали христианам следовать евангельскому Учению Спасителя и веровать в Него так, как это открыто людям в Св. Писании Ветхого Завета и разъяснено Апостолами в священном Писании Нового Завета. Для устроения же своей внутренней жизни по вере Христовой Апостолы составили особые руководственные правила, согласные со Святым Писанием, названные каноническими, таковых правил 85. Эти правила составили другой источник Божественного откровения, так называемое Священное Предание; христиане древних времен строго хранили и исполняли заповеди Христа Спасителя и правила его Святых Апостол, не вводя в свою религиозную жизнь никаких новшеств. Когда прекратились жестокие гонения на христиан со стороны неверующих евреев и язычников и когда среди хри¬стиан стали появляться вольнодумцы и еретики, которые на¬чали искажать догматы веры Христовой и нравственные ис¬тины Евангельского учения Спасителя, тогда истинные пос¬ледователи веры Христовой стали созывать Вселенские и Поме¬стные Соборы, чтобы на них утвердить веру Христову в чи-стоте, неповрежденности и неизменяемости, а в жизни Цер¬кви Христовой и ее истинных чад установить такой образ и порядок, который был бы вполне согласен с заповедями Спа¬сителя и его веры, а также с каноническими правилами Свя¬тых апостол; вместе с этим среди верных чад Христовой Церкви стали появляться богоугодные отцы и учителя, кото¬рые старались в своих устных беседах и письменных творе-ниях разъяснять догматы Веры Христовой и нравственного ис¬тинно евангельского учения Спасителя и составлять правила для жизни Церкви и ее верных чад, и все это они делали согласно заповедей Спасителя и разъяснениям его Святых Апостол. Творения и правила этих Святых отцов и учителей Церкви рассматривались на Соборах, и те из них, которые признавались действительно согласными с учением Спасите¬ля и разъяснениями Святых Апостол, Соборы постановляли признавать обязательными к руководству и исполнению в жизни Церкви и ее чад, наравне с каноническими правилами, какие вырабатывались на самих Соборах. Вселенских Соборов было 7: Первый был в городе Никее в 325 г.; на этом Соборе было составлено семь членов Сим¬вола Веры, была осуждена ересь Ария о Сыне Божием и со¬ставлено 20 правил о церковной дисциплине. Второй Вселенский Собор был в городе Константинополе в 381 году, который определил еще пять членов Символа Ве¬ры, осудил ересь Македония о Духе Святом и составил семь правил о правах Епископов. Третий Собор происходил в Ефесе в 431 г., он признал обязательным для всех чад Церкви Христовой и не подлежащим никаким изменениям и дополнениям Символ Веры, заключающийся в 12 членах, составленных па первых двух Вселенских Соборах; осудил ересь Нестория о двух естествах во Исусе Христе и составил 8 правил и одно послание к частному Панфилийскому Собору. Четвертый Собор был в городе Халкедоне в 451 г.; он осудил монофизитскую ересь Евтихия о поглощении Божеством человеческой природы во Исусе Христе и составил 30 канонических правил. Пятый Вселенский Собор был в Константинополе в 553 г.; он утвердил постановления четвертого Собора и судил о трех приверженцах еретика Нестория. Шестой Вселенский Собор, называемый Трульским, был в Константинополе в 680 г.; он осудил ересь монофилитскую о двух волях во Христе, подтвердил постановление третьего Вселенского Собора о запрещении составлять новый Сим¬вол Веры и составил 102 канонических правила. Наконец, Седьмой Вселенский Собор был в городе Никее в 787 г.; он осудил ересь иконоборческую и составил 22 ка-нонических правила. Все 189 правил, выработанных семью Вселенскими Собо¬рами для устроения Церковной жизни, составляют Священное Предание Церкви наравне с 85 правилами святых Апостолов. На этих Вселенских Соборах рассматривались и правила, составленные Поместными Соборами и признаны необходимыми к исполнению. Поместных Соборов было 9 в период времени между 314 и 879 гг. Первый – Анкирский, который составил 25 правил, второй - Неокессарийский, который составил 15 правил, третий – Гангрский, составивший 21 правило, четвертый - Антиохийский, составив¬ший 25 правил, пятый – Лаодикийский, составивший 60 пра-вил, шестой – Сардийский, который составил 20 правил, седь¬мой - Карфагенский, составивший 147 правил, восьмой - Конста¬нтинопольский, составивший одно правило о суде над Епис¬копом, девятый - Константинопольский, который называется двукратным, потому что он собирался дважды в храме Свя¬тых Апостол и в храме Софии Премудрости Слова Божия; этим Собором составлено 20 правил. Поместными Соборами составлено всего 334 правила, ко¬торые также были введены в Священные Предания наравне с правилами Святых Апостол и семи Вселенских Соборов. К ним же присоединены и правила, составленные святы¬ми Отцами Церкви, жившими начиная с третьего столетия и кончая восьмым по Р. X, в количестве 155 правил, 18 ответов, 2-х посланий и 10 выписок, а именно: четыре правила св. Дионисия Александрийского, 15 правил св. Петра Александрийского, 12 правил св. Григория Неокесарийского, 3 правила св. Афанасия Александрийского, 92 правила св. Василия Великого, 8 правил св. Григория Нисского, 1 правило св. Григория Богослова, 1 правило св. Амфилохия Иконийского, 18 ответов св. Тимофея Александрийского, 5 правил св. Кирилла Александрийского, 14 правил Феофила Александрийского, 1 послание Геннадия Патриарха Константинопольского и 10 выписок Тарасия Патриарха Константинопольского. Все канонические правила святых Апостол, Вселенских и Поместных Соборов и святых отцов для более удобного использования введены в сборник, называемый «Номоканон (Законоправило)», Иоанном Схоластиком, а также в \"Кормчую Книгу\" в которой введены еще и толкования на правила и которая в русской Церкви появилась в 1270 г. при Митрополите Кирилле. Основанная на земле Господом Исусом Христом Церковь существует вот уже XX веков. В эти годы она пережила четыре важных периода: Первый с 34 г. по 313 г., когда происходило ее внешнее распространение среди людей, несмотря на жестокие гонения на ее чад. Второй период - с 313 г. по 1054 г., когда совершилось внутреннее благоустройство ее жизни, закончившееся отделением от нее западной Римской церкви. Третий период с 1054 г. по 1458 г., когда пала Византийская Империя в 1453 г. и началась реформация церковной жизни на Западе; в этот период установилось в истинной Христовой Церкви неизменное соблюдение Евангельского учения Христа и утвердилось окончательное благоустройство древнего уклада жизни Церкви. Четвертый период с 1453 г. до настоящего времени, когда Христова Церковь претерпевала и претерпевает великие бедствия в своей внутренней жизни, вследствие разделения на разные религиозные общества и вследствие введения новшеств в Церковную жизнь. Русская Церковь со времени ее возникновения до настоящего момента пережила пять исторических периодов: первый - от крещения Руси до нашествия монголов, с 988 г. по 1287 г.; второй период с 1287 г. по 1461 г., когда совершилось разделение Русской Церкви на две митрополии; третий период с 1461 г. по 1589 г., когда в ней протекала жизнь под управлением двух митрополий; четвертый период с 1589 г., когда было учреждено в Русской Церкви Патриаршество, по 1666/67 г. когда по вине Патриарха Никона и Большого Московского собора того времени произошел церковный раскол и в истинной Церкви остались лишь те, кто, не устрашившись гонений и не поддавшись земным соблазнам без изменений продолжали хранить Святое Предание, отвергнув никоновскую реформу. Пятый период ознаменовался жесточайшими гонениями на древлеправославную веру и на всех, кто ее исповедовал. Он длился с. 1666/67 г. по 1923 г. В этот период земная Церковь вдовствовала, преданная трусливо всеми земными епископами и окормлялась лишь бегствующим от ереси священством, которое принималось в Церковь в сущем сане на основании канонических правил вторым чином, через Миропомазание. Несмотря на ужасные гонения со стороны светской власти и господствующей новообрядческой церкви, древлеправославные христиане неустанно трудились для созидания Церкви Христовой и на протяжении всего этого периода стремились к восстановлению епископского чина, что по благоволению Божьему благополучно свершилось 4 ноября 1923 г. В этот день в городе Саратове в древлеправославном храме во имя св. великомученика Димитрия Солунского настоятелем этого храма, священником Николой Тихомировым в лоно Русской Древлеправославной Церкви был принят Саратовский архиепископ Никола Позднев. Присоединение совершилось по второму чину через Миропомазание, на основании 8-го правила Первого Вселенского Собора. С присоединением Архиепископа Николы и восстановлением епископского чина в Русской Церкви начался шестой исторический период, который длится и по настоящее время. За это время в Древлеправославной Церкви произошло немало важных событий. В частности 16 сентября 1929 г. к Церкви присоединился единоверческий Бугурусланский епископ Стефан (Расторгуев). По каноническим правилам два епископа имеют право хиротонисать других епископов. Поэтому с момента присоединения епископа Стефана в Русской Древлеправославной Церкви восстановилась трехчинная церковная иерархия и начали совершаться архиерейские хиротонии. На Соборе 1924 г. был учреждён Главный Церковный Совет (ГЦС) - высший духовный орган Русской Древлеправославной Церкви. В 1963 г. ГЦС был преобразован в Высший Духовный Совет Русской Древлеправославной Церкви, который с июля 1972 г. стал называться Советом Древлеправославной Архиепископии. В июне 1996 г. этот Совет в свою очередь был реорганизован в Совет епископов Русской Древлеправославной Церкви. Кафедра Первосвятителя Русской Древлеправославной Церкви несколько раз перемещалась, что было обусловлено притеснениями со стороны Советской власти. В 1923 г. она располагалась в Саратове. С 1924 г. по 1955 г. она находилась в городе Москве. С 1955 г. по 1963 г. Глава Русской Древлеправославной Церкви совершал свое архипастырское служение в городе Самара (в советское время Куйбышев). С 1963 г. по 2000 г. резиденция Архиепископа находилась в городе Новозыбкове Брянской области. Освященный Собор 2000 г. принял постановление о возвращении резиденции Предстоятеля Древлеправославной Церкви в Москву. Освященный Собор 2002 г. принял постановление о восстановлении в Древлеправославной Церкви Патриаршества, утраченного в XVII в., через вероотступничество Патриарха Никона. С момента восстановления епископства у церковного кормила совершали своё первосвятительское служение один за другим 9 архиепископов: -архиепископ Никола (Позднев), (1923-1934); -архиепископ Стефан (Расторгуев), (1934-1937); - архиепископ Михаил (Кочетов), (1938-1944); - архиепископ Иоанн (Калинин), (1944-1955); - архиепископ Епифаний (Абрамов), (1955-1963); - архиепископ Иеремия (Матвиевич), (1963-1969); - архиепископ Павел (Машинин), (1969-1979); - архиепископ Геннадий (Антонов), (1979-1996); - архиепископ Аристарх (Калинин), (1996-2000). Каждый из них ныне почивает в Бозе. С 9 мая 2000 г. Русской Древлеправославной Церковью руководит архиепископ Александр (Калинин) Московский и всея Руси. Александр (Авдей Диомидович Калинин) - ныне здравствующий Древлеправославный Патриарх Московский и Всея Руси. Имеет среднее техническое образование. В 1986 г. окончил Московскую Духовную Академию РПЦ МП, кандидат богословских наук. В декабре 1987 г. рукоположен в сан священноинока. С 1990 г. - ректор Высшего Древлеправославного Духовного училища (г. Новозыбков). В сентябре 1992 г. возведён в сан священноархимандрита - настоятель Свято-Троицкого мужского монастыря. На Освященном соборе 7-8 февраля 1996 г. возведён в сан епископа Московского. В 1996 - 2000 гг. - помощник Архиепископа. В июне 2000 г. возведён в сан Архиепископа Новозыбковского, Московского и Всея Руси. Тогда же решено изменить титул предстоятеля на Архиепископа Московского и Всея Руси. Возведён в сан Патриарха Московского и Всея Руси на Освященном Соборе 3 марта 2002 г., прошедшем в г. Новозыбкове Брянской области. Каноническая территория Древлеправославной Церкви разделяется на епархии, которые имеют постоянные границы, утвержденные Освященным Собором 2003 г. Епархии включают в себя благочинья функционирование которых регламентировано Освященным Собором 1925 г.
С.П. Петров.
|