Размещено 11:55 22.11.2013

ДЕЯНИЯ ОСВЯЩЕННОГО СОБОРА

РУССКОЙ ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ,

СОСТОЯВШЕГОСЯ 3 - 6 МАЯ (13 – 19 МАЯ Н.СТ.) 2013 ГОДА

 

3 - 6 мая (13 – 19 мая) 2013 года в г. Москве в стенах патриаршего кафедрального собора состоялся Освященный Собор Русской Древлеправославной Церкви. В деяниях Собора приняли участие священнослужители и миряне Русской Древлеправославной Церкви, представившие на Соборе многие древлеправославные общины, как России, так и ближнего, и дальнего зарубежья.

 ПОВЕСТКА СОБОРА

1.                Итоги Архиерейского Собора 2012 г.;

2.                Богословский диалог с РПСЦ;

3.                Богословский диалог с ИПЦ Греции;

4.                Древлеправославная миссия в мире;

5.                 Присоединение к Древлеправославной Церкви новообрядческих клириков;

6.                Рассмотрение различных церковно-канонических вопросов и вопросов богослужебной практики;

7.                Обсуждение и внесение поправок в типовой гражданский Устав приходов  Русской Древлеправославной Церкви, другие юридические вопросы;

8.                Отчеты отделов и комиссий, доклады с мест.

 

ПОСТАНОВЛЕНИЯ ОСВЯЩЕННОГО СОБОРА

 

1.       С докладом об итогах Архиерейского Собора 2012 года выступили Святейший Патриарх Александр и епископ Сибирский Сергий.

Участники Освященного Собора одобрили все постановления Архиерейского Собора.

 

2.       Согласно постановлению минувшего Архиерейского Собора, 26 декабря 2012 г. в Московской Митрополии РПСЦ на Рогожском кладбище состоялась встреча Патриарха Александра с предстоятелем РПСЦ Митрополитом Корнилием.

 Патриарха Александра сопровождали Епископ Сибирский Сергий и протоиерей Андрей Марченко, со стороны Московской Митрополии во встрече приняли участие Епископ Ярославский и Костромской Викентий, протоиерей Леонтий Пименов, иерей Алексий Лопатин, протодиакон Виктор Савельев.

Патриарх Александр проинформировал участников Освященного Собора о ходе и итогах встречи Предстоятелей. В частности, Владыка отметил благожелательную атмосферу, в которой прошла встреча, и сообщил о достигнутой договоренности относительно передачи нашей Саратовской общине Митрополией РПСЦ здания бывшей моленной РПСЦ в городе Саратове.

Своими впечатлениями о встрече поделились и другие члены делегации. Они положительно оценили результаты встречи с предстоятелем РПСЦ митрополитом Корнилием и проинформировали участников Собора о том, что белокриницкая сторона согласилась с предложенным нашим Архиерейским Собором форматом переговоров и приняла к рассмотрению интересующие нас вопросы. В феврале текущего года Совет Митрополии РПСЦ принял  следующее постановление:

«3.   О взаимоотношениях с Русской Древлеправославной Церковью

3.1. Одобрить продолжение диалога с Русской Древлеправославной Церковью. Создать комиссию по взаимоотношениям с Русской Древлеправославной Церковью в составе: председатель комиссии преосвященный епископ Патермуфий Иркутско-Амурский, протоиерей Валерий Шабашов, иерей Алексей Лопатин, иерей Иоанн Севастьянов, иерей Александр Панкратов;

3.2. Комиссии к следующему Совету Митрополии подготовить ответы на вопросы, предложенные Русской Древлеправославной Церковью, и подготовить вопросы с нашей стороны».

Участники Собора положительно оценили результаты встречи и выразили надежду, что начинающийся богословский диалог будет проходить в конструктивном русле.

В тоже время Собор счел необходимым сделать предупреждение относительно уже появившихся среди христиан неправильных толкований состоявшейся встречи Предстоятелей и цели диалога. В настоящее время вопрос об объединении не стоит и не обсуждается. На данном этапе задача диалога  заключается в том, чтобы ознакомится с вероучением и литургической практикой друг друга, и лишь по результатам этого ознакомления будет обсуждаться решение о дальнейших действиях и перспективах. 

 

3.       Архиерейский Собор 2012 года направил Синоду ИПЦ Греции официальное послание с предложением перейти от частных богословских собеседований, к последовательному, систематизированному  диалогу.

На данный момент, под эгидой Миссионерского отдела выполнен перевод на английский язык Древлеправославного Катехизиса, Истории Церкви и ряда вероучительных документов. Все эти материалы направлены для изучения Синоду ИПЦ Греции. Греческая сторона также готовит переводы названных материалов на греческий язык, чтобы с содержащейся в них информацией могли беспрепятственно ознакомиться все клирики и миряне ИПЦ Греции.

Миссионерский отдел имеет в своем распоряжении большое количество документов, отражающих вероисповедальную позицию ИПЦ Греции и освящающих ее историю.

После того, как стороны закончат изучение официальных документов, предоставленных каждой из сторон, переговорные группы перейдут к обсуждению выявленных разногласий.

Собор поручил Миссионерскому отделу подробно информировать о ходе переговоров не только наши церковные Соборы, но и братскую Грузинскую Древлеправославную Церковь.

 

4.       Председатель Миссионерского отдела Епископ Сергий рассказал о текущих переговорах с новообрядческими общинами, отделившимися от Иерусалимского Патриархата. Данные переговоры были начаты весной этого года по инициативе Епископа Сионского Иакова.

В настоящее время духовные руководители этих общин знакомятся с вероучительными документами и историей Древлеправославной Церкви.

Далее Патриарх Александр и сотрудник Миссионерского отдела протоиерей Андрей Марченко рассказали Собору о миссионерских контактах с различными христианскими общинами США и стран Латинской Америки.

 

5.       К Собору, в лице правящего епископа, с прошением о присоединении обратилась епархия одной из новообрядческих церквей.

Во время продолжительной беседы с новообрядческим епископом, он открыто отвечал на все задаваемые ему вопросы и засвидетельствовал, что клир и миряне его епархии полностью разделяют его убежденность в истинности Древлеправославной Церкви и желают присоединиться к ней. Он подробно рассказал о своих религиозных убеждениях, биографии, о том, как он и его паства пришли к пониманию истинности и исключительности Древлеправославной веры, о том, что служба у них совершается по книгам, выпущенным Издательским отделом Русской Древлеправославной Церкви.

Исходя из итогов собеседования, Собор постановил обстоятельно ознакомить всех желающих присоединиться с позицией Древлеправославной Церкви по всем наиважнейшим богословским и литургическим вопросам. И в случае если данное общество пребудет неизменным в своем желании вступить в общение, то оное должно быть принято в Церковь на основании церковных правил и определения Собора 2011 года. Каждый присоединяющийся должен представить достоверные и убедительные доказательства того, что крещен согласно апостольскому преданию, посредством полного троекратного погружения в воду. В случае возникновения непреодолимых сомнений в правильности крещения кого-либо из обращающихся, таковой должен быть крещен по полному чину.

В рамках этого же вопроса повестки дня Епископ Верхневолжский Василий проинформировал участников Собора о том, что в его епархии также готовится к присоединению новообрядческий священнослужитель.

Исходя из доклада Епископа Василия, Собор благословил его принять новообрядческого священника, через миропомазание, как мирянина, поскольку рукоположивший этого священника архиерей имеет сомнительное крещение.

Епископ Сибирский Сергий также проинформировал Собор, что он присоединил к Церкви новообрядческого священника Алексея Антонова, через миропомазание, в чине мирянина, поскольку тот, будучи крещен в Древлеправославии, отступил в новообрядчество и там приял рукоположение.

Собор признал действия Епископа Сергия правильными, а покаявшемуся в своем отступлении от Церкви Алексею Антонову пожелал духовной твердости, дабы в дальнейшем он неизменно пребывал в вере Древлеправославной.

 

6. Участники Собора рассмотрели и ответили на ряд вопросов канонического, богослужебного и церковно-исторического характера, поступивших от клириков и мирян Русской Древлеправославной Церкви в Организационный Комитет по подготовке к Собору.

 

1.                Как часто христианин может и должен причащаться.

В дни земной жизни Своей Господь наш Спаситель и Бог Исус Христос обязал Святую Церковь Свою совершать в память о Себе святое приношение Честного Тела Своего и Боготочной Своей Крови до самого второго Своего грозного и славного Пришествия. С тех пор христиане с благоговением и любовью причащаются сей великой святыни, а те, кто по неразумию своему уклоняются от исполнения сей Божественной заповеди, подлежат суду Христовых словес: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6:53).

Св. Василий Великий в слове «О причащении» пишет: «Иже на всяк день причащатися божественных Таин, добро есть и полезно. Самому Христу глаголющу: ядыи плоть Мою и пия кровь Мою, имать живот вечныи. Мы убо четырежды во всяцей недели причащаемся: в неделю, в среду, в пяток, в субботу, и во иныя дни, аще будет память святаго некоего» (Кормчая, глава 24, лист 253).

Об этом же св. Симеон Солунский в слове «О частом приобщении страшных Таин, как деле для всех особенно полезном»: «Для того Спаситель и преподал нам сии Тайны, чтобы мы были едино с Ним. Мы – архиереи и иереи, да будем всегда причастниками страшных Таин… что касается и до прочих, и они часто да приемлют приобщение с покаянием, сокрушением сердца и готовностью души; и никто из богобоязненных и любящих Господа пусть не пропускает четыредесятницы. А у кого довольно сил и внимания, и чаще пусть приступает такой к причастию Христову, даже если можно, и в каждую неделю; особенно же люди престарелые и немощные: ибо в сем общении – наша жизнь и сила.… И не бойся приобщаться Жизни, как боятся некоторые безумные, говоря: «как бы не умереть». Скорее умрешь, если не примешь страшных Таин: ибо они для тебя – жизнь, крепость, сила и напутствие в жизнь вечную» («Разговор», глава 325).

В Номоканоне в 225-м правиле указано, какое  минимальное количество раз благочестиво живущий христианин должен приступать ко святому Причащению: «Ведомо буди и сие, яко должни суть право живущии и среду, и пяток хранящии всего лета, причащатися пречистых Таин, сиречь, в великую Пасху, в день Христова Рожества, в праздники святых Апостол и Богородицы. Аще и сия посты хранят, и елицы достойни суть, не подлежат канону» (Номоканон 225 пр.).

В Большом Уставе в главе «О причастии Христовых Таин», о подготовке ко Святому Причастию сказано: «Егда хощеши причаститися, аще в субботу или в неделю, сохрани ту всю седмицу от понедельника сухоядением. И хмельного не пити отнюд, дондеже причастишися» (Церковное око, лист 75 оборот).

Там же о причащении по какой-либо необходимости: «Аще ли кая нужда будет ти, или от недуга, или от некоего прилучая, иже вскоре причаститися, сохрани поне четыре дни или три дни, сухо ядя в девятыи час (по нашему счету - 15 часов дня)».

Там же и о молитвенном правиле во время подготовки к причащению сказано: «Поклонов по триста на день, на семь дний себе приуготовати. А молитв Исусовых по шестисот на день, а седьмое сто молитв Пречистой». То есть в каждый день говения христианину положено совершить 300 поклонов Спасителю, прочитать 600 молитв Исусовых и сто молитв Богородице: «Пресвятая Госпоже Богородица, спаси нас!». Помимо данного молитвенного правила непосредственно накануне Причащения христианин должен прочитать Последование ко святому Причащению.

Собор призывает всех церковных чад не пренебрегать христианским долгом причащения, но со смирением и сокрушением сердечным как можно чаще приступать к Чаше Господней, принимая от руки священнической таинство вечной Жизни – Божественную Плоть и Божественную Кровь Христову.

Так же Собор постановил составить послание ко всем христианам Русской Древлеправославной Церкви с изложением церковного учения о таинстве святой Евхаристии.

 

2.                О так называемых спорных письмах Аввакума.

Во время полемических бесед, а также в своей полемической литературе новообрядцы уже на протяжении трех веков возводят обвинения на святого священномученика Аввакума в том, что он, якобы, неправильно исповедовал догмат о Пресвятой Троице. В качестве аргумента новообрядцы ссылаются на письмо надписанное именем протопопа Аввакума, в котором действительно содержится неправославное утверждение относительно взаимоотношения лиц Пресвятой Троицы.

 

О сайте Правила Помощь Реклама Разработчикам Обратная связь