ДЕЯНИЯ АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА
РУССКОЙ ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ,
СОСТОЯВШЕГОСЯ 22 – 25 ДЕКАБРЯ 2013 ГОДА
22-25 декабря 2013 года в богоспасаемом граде Москве в резиденции Святейшего Древлеправославного Патриарха Александра, Московского и всея Руси состоялся Собор Епископов Русской Древлеправославной Церкви. В деяниях Собора, кроме Преосвященных Епископов Древлеправославной Церкви приняли участие отцы благочинные, сотрудники различных отделов и комиссий.
ПОВЕСТКА СОБОРА
1. Поздравительное слово Святейшего Патриарха Александра по случаю юбилея 90-летия со дня присоединения к Древлеправославной Церкви блаженной памяти Архиепископа Николы (Позднева) и восстановления в ней епископского чина;
2. О богословском диалоге с другими конфессиями;
3. Об отношении Русской Древлеправославной Церкви к умершим людям, почитаемым в качестве святых представителями других конфессий;
4. О благочиньях Епархий Русской Древлеправославной Церкви;
5. О духовно-нравственном просвещении в приходах;
6. Обсуждение различных церковно-канонических вопросов.
1. После торжественного пения положенных молитв, Патриарх Александр открыл заседания Собора, обратившись к участникам Собора с приветственным словом и поздравлениями по случаю юбилея.
В своем слове Святейший Владыка прославил Бога за Его милости к нам, напомнил о том крестном пути, которым прошла наша земная Церковь, какие скорби и лишения терпли наши предки в годы церковного вдовства. Далее Владыка возблагодарил Бога за большой сонм священномучеников, которым украсилась наша Церковь вскоре после присоединения Владыки Николы, когда начались жесточайшие гонения на веру со стороны безбожников.
В частности, в своем поздравительном слове Святейший Владыка сказал: «Людей мучили, расстреливали, а они, зная, что завтра их заберут и уничтожат, тем не менее, принимали священный сан, шли на это дело, чтобы хотя бы и один день послужить Господу и своей кровью начертать, что Бог есть Христос, что Он воскрес и что никто не сможет уничтожить Его Святую Церковь, даже израненная она будет совершать свой Крестный путь».
Далее Патриарх Александр, поблагодарив всех священнослужителей приехавших для участия в Соборе, пожелав всяческого благополучия Епархиям, благочиньям и всему церковному народу, зачитал собравшимся Повестку дня.
ПОСТАНОВЛЕНИЯ АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА
2. Святейший Патриарх Александр и сотрудники Миссионерского отдела сообщили о ходе диалога со старостильными христианами ИПЦ Греции. В настоящее время достигнуто соглашение о том, что в диалоге будет участвовать не только Греческая Митрополия, но и Митрополии Румынии и Кипра, в частности большую заинтересованность в диалоге и желание личного участия в нем высказал Митрополит Китийский и Экзарх всея Кипра Парфений (Команеску).
В связи с этим Собор поручил протоиерею Феодору Казамону (Румыния) встретиться лично с архиереями ИПЦ в Румынии и обсудить подготовку двустороннего Архиерейского Совещания, а также организовать перевод вероучительных документов Русской Древлеправославной Церкви на румынский язык в самое ближайшее время.
Во время настоящего Архиерейского Собора состоялась вторая встреча Святейшего Патриарха Александра и Преосвященных Владык с новообрядческим Епископом, переговоры с которым начались в дни весеннего Освященного Собора. Епископ засвидетельствовал свое неизменное желание присоединиться к Русской Древлеправославной Церкви вместе со своей паствой, рассказал о положении дел в его общинах, настроении его паствы, о том, как проходит в его епархии процесс освоения устава древлеправославного богослужения, ознакомление с традициями и обычаями древлеправославных христиан. В ходе беседы была достигнута договоренность о том, что христиане, находящиеся под омофором обращающегося от новообрядчества Епископа, начнут посещать богослужения в храмах Древлеправославной Церкви, в том числе и в Покровском кафедральном соборе города Москвы с целью более близкого знакомства с Древлеправославием. При этом на данном этапе им разрешено присутствие в храмах за богослужением, но не участие в совместной с древлеправославными христианами молитве.
Далее участники Собора заслушали доклад участников переговорной группы от РДЦ в переговорах с РПСЦ. Собор был проинформирован о том, что на данный момент нашей стороной, за подписями Епископов РПСЦ, получены ответы на первую группу наших вопросов, а также вопросы от РПСЦ.
После ознакомления с ответами на наши вопросы Епископов РПСЦ, Собор счел необходимым сделать следующий комментарий.
По 1-му и 3-му вопросу наша Церковь имеет одинаковую с РПСЦ позицию. По 5-му вопросу выяснилась некоторая разница, которая отражена в наших ответах на вопросы РПСЦ и в нашей второй группе вопросов.
Относительно ответа на 2-й вопрос. В общих чертах по данному вопросу мы имеем сходную позицию, однако не можем согласиться с Епископами РПСЦ в том, что крещение есть дело лишь личной совести, веры и исповедания приходящего к Церкви человека, как об этом сказано в той части ответа, которая посвящена сомнительным ситуациям (например, человек был крещен в местности, где в христианском сообществе, в котором совершено крещение, распространено только обливание).
С нашей точки зрения, Церковь должна иметь твердую уверенность в правильности крещения приходящего, чтобы не допустить к участию в Вечери Господней человека не очищенного баней пакибытия и самого его не оставить вне части спасаемых. Поэтому любое сомнение в правильности крещения приходящего к Церкви человека, с нашей точки зрения, не должно толковаться в пользу его мнения о себе, что он крещен правильно на основании лишь одной его личной в этом убежденности. Если эта убежденность не основана на точном знании этим человеком важнейших обстоятельств его крещения – было или не было совершено полное погружение в воду, кем оно было совершено. Если такого ясного о себе свидетельства человек дать не может, но основывает свое утверждение лишь на некой личной уверенности, то согласно церковным правилам, сомнительное должно быть непременно исправлено несомненным: «О младенцах, когда не обретаются достоверные свидетели, сказующие, яко без сомнения крещены суть, и сами они по своему возрасту, не могут удовлетворительно отвещати о преподанном им таинстве, рассуждено, яко подобает без всякаго сомнения крестити их, дабы таковое сомнение не лишило их очищения всею святынею» (83-е пр. Карфагенского Собора); «Последуя каноническим постановлениям отцов, определяем и о младенцах: каждый раз, когда не обретаются достойные свидетели, несомненно утверждающие, яко крещены суть, и когда сами они, по малолетству, не могут дать потребный ответ о преподанном им таинстве, должно без всякаго недоумения крестить их: да таковое недоразумение не лишит их очищения толикою святынею» (84 пр. VI Вселенского Собора); «В сомнительных случаях несомненное должно человеколюбиво одерживать победу» (Прп. Матфей Властарь. Синтагма. В-2). А о том, что свидетельство приходящего о себе самом должно подвергаться тщательному исследованию, а не оставляться на его совести, говорит определение Собора 1621 года при Патриархе Филарете: «А иные иноземцы сказывают про себя сами же, что они в греческую веру крещены в три погружения, и миром и маслом помазываны. или аще будет, и свидетель нет, а сам про себя сказывает, яко крещен в три погружения, и миром и маслом помазыван. и тех крестити не подобает, и миром и маслом не помазывати. но токмо велети им поститися неделю, тако же как и в Московском государьстве говеют православныя християне ко исповеданию. и велети его исповедати. и о том его допрашивати зело накрепко, правду ли он сказал про себя, что крещен в три погружения, и миром и маслом помазыван. и аще будет скажет во исповедании тоже, яже и в роспросе сказывал. и о том разсудити отцу духовному, и доложити о том, святейшаго Филарета патриарха Московскаго и всея Русии, и митрополитов, и архиепископов, и епископов, которые он святыни достоин будет, того и сподобити». Таким образом, Собор 1621 года вопрос о крещении свидетельствующего о себе человека оставляет не на его совести, как бы в обязательном порядке не сомневаясь в его словах о себе, но на совести и рассуждении принимающего его духовного отца и правящего Епископа. Если по какой-то причине свидетельство человека покажется им сомнительным, то они имеют и право, и обязанность устранить всякое сомнение посредством полного крещения приходящего.
Относительно ответа на 4-й вопрос. С нашей точки зрения, в настоящее время все решения Соборов и Съездов наших христиан, бывших до восстановления епископского чина, не имеют законодательной силы и не являются безусловно обязательными к исполнению. Однако во времена предшествующие восстановлению епископства, общие собрания и совещания прежних хранителей православной истины были безусловно обязательны к исполнению. Собственно, это Соборы, состоявшие из клириков и мирян, выработали образ принятия в общение переходящих из новообрядчества. Образ, которому мы все следуем до сих пор, лишь утвердив оные руками Епископов. Так и в деяниях Собора РПСЦ 2007 года дана ссылка на Соборы 1832 года и 1846 года, как авторитетные для РПСЦ в настоящее время и безусловно обязательные к исполнению: «3.1. Освященный Собор напоминает христианам о решениях Соборов нашей Церкви 1832 и 1846 гг., признающих новообрядчество ересью второго чина».
После рассмотрения ответов РПСЦ на первую группу наших вопросов, Собор утвердил подготовленные переговорной группой ответы на вопросы РПСЦ и вторую группу наших к РПСЦ вопросов.
Далее Собор перешел к обсуждению переговорного процесса с РПЦ МП. Миссионерский отдел проинформировал Собор о том, что предполагавшаяся в декабре двусторонняя встреча комиссий не состоялась по организационным причинам. На данный момент иные сроки для встречи не устанавливались.
В связи с данным вопросом Миссионерский отдел предложил на обсуждение Собора проект документа «О дальнейших мерах по уврачеванию последствий церковного разделения XVII века», опубликованный на официальном интернет-ресурсе РПЦ МП, именуемом «Межсоборное Присутствие» (http://msobor.ru/doc.php?id=77). Данный проект документа предполагается утвердить на ближайшем Архиерейском Соборе РПЦ МП.
После всестороннего обсуждения данного проекта документа, Архиерейский Собор Русской Древлеправославной Церкви счел необходимым сделать официальный комментарий относительно его содержания.
Главной целью проекта документа «О дальнейших мерах по уврачеванию последствий церковного разделения XVII века» в самом его названии заявлено уврачевание разделения. В тексте этот вопрос еще более раскрывается: «Архиерейский Собор, призывая все еще находящихся в разделении братьев возвратиться к общению и желая способствовать развитию процесса воссоединения, признает необходимость уточнения норм, действующих в случаях присоединения старообрядцев к Церкви».
То есть, по мнению авторов, данный документ должен будет способствовать развитию процесса воссоединения, следовательно, явится как бы новым шагом на пути к сближению.
Что же мы видим на деле? На деле первым же своим постановлением Архиерейский Собор предписывает следующее: «Учитывая встречающиеся расхождения в современной пастырской практике, подтвердить определение Святейшего Синода за № 1116 от 25 мая 1888 года, согласно которому крещенные в любом из старообрядческих согласий воссоединяются с Русской Православной Церковью посредством совершения Таинства Миропомазания».
Из данного постановления со всей очевидностью следует, что миропомазание, совершенное священнослужителями Русской Древлеправославной Церкви с момента утверждения означенного документа, признаваться более в РПЦ МП не будет, соответственно, не будет признаваться и само священство. Является ли это решение шагом вперед на пути к преодолению разделения? Учитывая, что бывшие прежде иерархи РПЦ МП признавали действительными хиротонии, совершавшиеся в Русской Древлеправославной Церкви, позиция нынешних иерархов является очевидным шагом назад, при этом совершенно никак не объясненным.
Это при всем при том, что исследование относительно нашей иерархии было проведено Священным Синодом под руководством Митрополита Сергия (Страгородского) еще в 1928 году. В мае того же года по благословению Патриаршего Священного Синода, Тульский Архиепископ Ювеналий (Масловский) предложил к обсуждению Собору Русской Древлеправославной Церкви, подготовленный Митрополитом Сергием (Страгородским) проект преодоления существующего разделения, согласно которому совершенные у нас хиротонии не подвергались Синодом никакому сомнению.
В 1948 году такую свою позицию РПЦ МП подтвердила и самим делом. По благословению Священного Синода епископ Можайский Макарий (Даев), викарий Московской епархии принял в сущем сане двух рукоположенных нашим Архиепископом Николой (Поздневым) священников: Иоанна Судакова и Симеона Нефедова (ЖМП №6 (июнь), М: ИОМП, 1950г., стр. 40).
В настоящее же время складывается парадоксальная ситуация. Так на одном и том же официальном сайте Московской Патриархии опубликовано одновременно два противоречащих друг другу официальных документа. Один из них говорит о том, что РПЦ МП интересуется апостольской преемственностью нашей иерархии (http://www.patriarchia.ru/db/text/517169.html). А из другого следует, что РПЦ МП не считает нашу иерархию имеющей апостольскую преемственность, коль скоро, намерена применить к уходящим к ним от нас христианам миропомазание (http://www.patriarchia.ru/db/text/3225758.html).
Если за прошедшее время РПЦ МП провела исследование относительно нашей иерархии и по результатам этого исследования сочла необходимым поменять существовавшее до этого к нам отношение и практику чиноприема, то не понятно, почему нас не только не привлекли к изучению вопроса и обсуждению предполагаемых выводов, но даже не поставили в известность о столь значительных изменениях в своей позиции, учитывая, что между нашими Церквями существует официальный богословский диалог.
Русская Древлеправославная Церковь вполне самодостаточна. Мы никогда не искали и не ищем ничьего признания. Если РПЦ МП решила изменить свое отношение к нам, то это ее несомненное право. Однако если проект рассматриваемого документа будет утвержден Архиерейским Собором РПЦ МП в существующей редакции, любые переговоры между РДЦ и РПЦ МП призванные «способствовать развитию процесса воссоединения» потеряют всякий смысл, соответственно Русская Древлеправославная Церковь будет вынуждена отказаться от дальнейшего в них участия.
3. Во время вышеописанных переговоров с новообрядческим Епископом, со стороны его паствы был предложен к рассмотрению вопрос об отношении Русской Древлеправославной Церкви к людям, почитаемым в новообрядческой церкви в качестве святых, в частности к убитому большевиками последнему всероссийскому императору Николаю II Александровичу Романову и его семье.
Следует заметить, что данный вопрос постоянно возникает при общении с новообрядцами, которые ищут общения с Церковью. Осознав истинность Древлеправославия, они с одной стороны желают войти в общение с Древлеправославной Церковью, а с другой стороны желают сохранить и многие из привычных для них форм их прошлой духовной жизни. В связи с этим Архиерейский Собор счел необходимым прояснить официальную позицию Русской Древлеправославной Церкви по данному вопросу.
Сам православный обычай почитания святых зиждется на стремлении подражать не лишь делам почивших христиан, но прежде всего чистоте их веры, как завещал это св. Апостол Павел: «взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр.13:7). То есть чистота веры является наиглавнейшей основой церковного почитания и прославление умершего христианина. Соответственно, если о ком-то из умерших невозможно с уверенностью утверждать, что он не только вел жизнь добродетельную, но и имел неповрежденное православное вероисповедание, то такой человек не может быть предложен Церковью для церковного почитания и его жизнь не может быть указана в качестве примера для подражания.
При этом Священное Писание научает нас, что Богу приятен всякий человек, поступающий по правде, и никакое доброе дело не укроется от ока Господа, никакая добродетель человека не останется незамеченной Богом и невознагражденной: «Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» (Деян.10:34,35). Но если то, в чем человек поступил по правде приятно Богу, то несомненно, что то, в чем человек поступил против правды Богу неприятно.
Услышав это, пусть каждый из новообрядцев, познавших истину Древлеправославия, теперь задумается и сам рассудит вместе с нами. Если, например, умерший человек сам не преследовал и не проклинал исповедующих Древлеправославие, но в тоже самое время он и не препятствовал гонителям, находился с гонителями Древлеправославия в общении и сам не считал Древлеправославную веру истинной, христиан же древлеправославных считал еретиками и раскольниками, то можем ли мы говорить, что в этих своих поступках данный умерший человек поступал по правде? Очевидно, что с позиции древлеправославных христиан такой умерший человек поступал против правды, следовательно, он не был в этих своих поступках приятен Господу, соответственно и мы не можем считать его жизнь и веру совершенным примером для подражания и обращаться к нему в молитвах, прося его молитвенного предстательства. При этом мы не предвосхищаем суд Божий, не проклинаем такого человека и ничего не утверждаем относительно его загробной участи, напротив, если этот человек совершил в своей жизни какие-то добрые дела, тем более по отношению к Древлеправославной Церкви, то за это мы его похваляем и о добрых делах его всегда храним добрую память.
Именно таково наше отношение к убитому большевиками императору Николаю II. Его безусловной и неоценимой заслугой перед Древлеправославной Церковью является то, что он своей императорской волей и своим указом в 1905 году прекратил вековые гонения на наших христиан, позволил свободно и открыто исповедовать им Древлеправославную веру, строить храмы, открывать учебные заведения, беспрепятственно участвовать в общественной жизни страны и даже в деле государственного управления.
За эти свои благодеяния государь при жизни своей очень был уважаем и почитаем нашими христианами. Так участники нашего I-го Всероссийского Съезда в 1908 году от лица всех древлеправославных христиан, свидетельствуя свое доброе отношение к царю, писали на имя премьер-министра П.А. Столыпина, что «с молитвою обращают свои чувства беспредельной благодарности к Всемилостивейшему Государю Императору Николаю Александровичу за дарованную им возможность свободно разобраться в их религиозно - нравственных нуждах. Представители старообрядчества со всех концов необъятной России от Байкала до границ Румынии и Турции и зарубежные почтительнейше просят Ваше Высокопревосходительство повергнуть к стопам Его Величества, одушевляющие их чувства беспредельной любви и беззаветной преданности Самодержцу Всероссийскому, принявшему их в свои любвеобильные объятия, установившему с 17 апреля 1905 года, законную свободу для них в религиозно-нравственных потребностях. Верные заветам предков в делах религии, все они всегда были и хотят быть навсегда верными и неизменными слугами их законных природных Государей, всегда молились и будут молиться о здравии и долгоденствии Его Величества и всего Царствующего Дома».
Таким образом, на вопрос: «Почитаете ли вы царя Николая Александровича?», - мы с уверенностью отвечаем: «Да, мы почитаем его за все доброе, что он сделал для нас и для других людей, но мы не можем почитать его святым, поскольку он и жил, и умер в общении с гонителями Древлеправославной Церкви».
Точно также мы можем сказать и о других известных умерших новообрядцах, почитаемых в новообрядческой церкви в качестве святых.
Относительно же чудес, которые связываются с именами некоторых умерших вне общения с Древлеправославной Церковью людей, Собор свидетельствуют, что чудеса совершенно не могут являться ни доказательством личной святости человека, ни тем более, доказательством правильности его веры.
В качестве примера приведем отрывок из жития св. Пахомия Великого: «Однажды Святому Пахомию пришлось зайти в монастырь, где иноки были заражены еретическими воззрениями. Здесь монахи передали Пахомиевым ученикам, что их начальник предлагает Пахомию вместе перейти реку, чтобы показать, кто из них прав, кто более угоден Богу. Когда ученики сказали об этом Пахомию, он очень опечалился тем, что его монахи выслушали и передают такое поручение. Пахомий сказал им строго: «Еретик может перейти через реку по поверхности воды, как проходят по суше, по попущению Божию и при помощи сатаны, желающего утвердить его в его нечестивом веровании и других склонить к этому верованию. Теперь идите и скажите этим людям: «Служитель Божий Пахомий говорит: мои труды и заботы направлены не к тому, чтобы перейти через реку пешеходом, но к тому, чтобы избежать наказаний Божиих и перейти через ту огненную реку, через которую мы все, люди, должны перейти перед Престолом Господа нашего Исуса Христа. Сверх того Евангелие говорит: «Не искушай Господа Бога твоего». Святый Пахомий в предложении еретиков видел козни сатаны, желавшего поколебать в монахах веру и возбудить в них тщеславие. Он убеждал учеников и не склоняться когда-нибудь на что-нибудь подобное и не поддаваться тщеславию».
О ложных чудесах у св. Феодорита Кирского читаем: «Какою силою творит чудеса Пророк, который учит богопротивному (Втор. 13:1 и след.)? По Божию попущению действуют демоны. Так волхвы Фараоновы произвели чудеса над жезлом, рекою и жабами, потому что дозволил это всепремудрый Бог по безумию повелителя, который давал им приказание увеличивать ниспосылаемыя свыше казни, но не в силах они были прекращать наказания, и не возмогли произвести скнипов; потому что производили то одно, что попускал им Бог… Следовательно лжепророк чудодействует по Божию попущению. Научаемся же чрез это не обращать внимания на знамения, когда совершающий их учит тому, что противно благочестию» (Творения. Т. 1. СТСЛ. 1905. С. 207).
Подобным образом и мы, следуя совету святого отца, не обращаем внимания на чудеса, совершаемые людьми, которые учили или учат противно благочестию.
4. В связи с обсуждением данного вопроса Повестки дня, были приняты следующие организационные и кадровые решения:
· Азово-Черноморскую Епархию переименовать в Северо-Кавказскую Епархию в виду того, что в настоящее время приходы, расположенные на большей части побережья Азовского моря и Северо-западного побережья Черного моря, входят в состав Украинской епархии. Новые границы Епархии: Краснодарский край и Республика Дагестан;
· Назначить благочинным Слобожанского благочинья Украинской Епархии иерея Павла Колокольникова. Границы благочинья: Полтавская, Харьковская, Черниговская, Сумская области и АР Крым;
· Учредить на территории Украинской Епархии Преднепровское благочинье. В состав благочинья включить все приходы и религиозные группы древлеправославных христиан, находящиеся на территории Днепропетровской области. Назначить благочинным Преднепровского благочинья Украинской Епархии иерея Евгения Раку;
· Учредить на территории Верхневолжской Епархии Уренское благочинье. В состав благочинья включить все приходы и религиозные группы древлеправославных христиан, находящиеся на территории Уренского и Тонкинского района Нижегородской области. Назначить благочинным Уренского благочинья Верхневолжской Епархии священноинока Дионисия (Большакова).
5. В рамках данного вопроса Повестки дня обсуждался вопрос о возможности преподавания нашими христианами в детских учебных заведениях предмета «Основы православной культуры» в связи с постановлением нашего Собора 2010 года. Тот Собор не благословил наших христиан выбирать для своих детей данный учебный модуль по причине ярко выраженной миссионерской направленности утвержденного государством учебника по «Основам православной культуры».
В связи с этим настоящий Собор разъясняет, что постановление Собора 2010 года было направлено не против самой идеи преподавания основ Православия в детских образовательных организациях, но лишь относительно несовершенств вышеназванного учебника. Соответственно, если наши христиане будут приглашены в учебные заведения для преподавания основ православной культуры, то этим они никак не нарушат определение Собора 2010 года, если будут преподавать данный предмет с позиций Древлеправославной Церкви.
Также в рамках данного вопроса повестки дня Собор сделал следующие постановления.
Рекомендовать в качестве основного учебника для преподавания в приходских детских Воскресных школах книгу «Основы христианской веры для детей».
В качестве дополнительного учебного материала рекомендовать следующую литературу:
· «Азбука» - азбука церковнославянского языка с иллюстрациями;
· «Детям о молитве»;
· «Катехизис для детей».
Для подготовки оглашенных к таинству святого крещения рекомендовать им для прочтения следующую литературу:
· «Христос, Сын Божий – Спаситель мира»;
· «Руководство благочинного пребывания в храме Божием»;
· «История Русской Древлеправославной Церкви».
· «Краткий молитвослов»
Всю перечисленную литературу можно приобрести в Издательском отделе Русской Древлеправославной Церкви.
Также Собор напоминает настоятелям приходов и Приходским советам, что просветительской деятельностью на приходах должны охватываться не только дети, но и взрослые.
6. Собор обсудил и принял соответствующие постановления по следующим церковно-каноническим вопросам.
Допустимо ли заменять ежедневное молитвенное делание чтением Священного Писания?
Все в жизни христианина должно быть гармонично. Ежедневно каждый из нас должен подавать духовную пищу своей душе, вознося к Богу свой молитвенный глас. Но и наш разум не должен оставаться без пищи, без слова назидания, которое содержится в священных книгах и прежде всего в Священном Писании. Как пишет св. Апостол Павел: «Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом» (1Кор.14:15)
Священное Писание дано нам для постижения Господних Заповедей и Божьего откровения о нашем спасении, как сказано: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2Тим.3:16,17). Поэтому Сам Христос призывает нас не просто к чтению, но к тщательному изучению, исследованию Священного Писания: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Иоан.5:39).
При этом именно Священное Писание научает нас тому, что молитва в жизни христианина имеет важнейшее значение, ибо наряду с постом она очищает человека от страстей, прогоняет от него прочь демонов, соединяет дух его в общении с Богом. Св. Апостол Павел научает нас непрестанной молитве: «Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых» (Еф.6:18); «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Исусе» (1Фесс.5:16-18).
Таким образом, и чтение Священного Писания, и молитва должны совместно присутствовать в повседневной жизни христианина. Одинаково недопустимо, как заменять молитвенное правило чтением Священного Писания, так и, уделяя внимание молитве, оставлять в небрежении дело изучения Слова Божьего. Поэтому ежедневно, совершив молитвенное правило, христианин должен не оставлять без внимания и Священное Писание, прочитывая ежедневно хотя бы по одной главе из него. Правильно будет к чтению Священного Писания приложить и чтение святоотеческого толкования на него, раскрывающее православный смысл священных текстов.
Одобренным Церковью текстом Священного Писания является так называемая Острожская Библия, изданная князем Константином Острожским в 1581 году. В предисловии Острожской Библии сказано, что она издана для благоверных и православных читателей всякого чина, возраста же и сана. Таким образом, Библию должен изучать всякий христианин независимо от его пола, возраста, образования, образа жизни и профессии.
Репринтное издание Острожской Библии можно приобрести в Издательском отделе Русской Древлеправославной Церкви.
По причине отсутствия в настоящее время у нас собственного перевода Библии на русский язык, в качестве справочного текста для домашнего чтения, дозволяется использовать так называемый «Синодальный перевод» Священного Писания на русский язык.
Каково отношение Церкви к все чаще происходящим в мире природным катаклизмам, эпидемиям, экологическим, техногенным и гуманитарным катастрофам и бедствиям?
В 21-й главе Евангелия от Луки Христос так описывает бедствия грядущие на вселенную: «Когда же услышите о войнах и смятениях, не ужасайтесь, ибо этому надлежит быть прежде; но не тотчас конец. Тогда сказал им: восстанет народ на народ, и царство на царство; будут большие землетрясения по местам, и глады, и моры, и ужасные явления, и великие знамения с неба» (Лук.21:9-11)
Таким образом, происходящие и все усиливающиеся в мире негативные явления, есть следствие все возрастающего безбожия, богоотступничества некогда христианских стран и целых народов.
Но, несмотря на это, христианское милосердие не позволяет нам безучастно смотреть на пришедшие в мир скорби. К тому же мы и сами живем в этом мире и являемся невольными участниками происходящих в мире событий. Не имея необходимых материальных средств для помощи пострадавшим, мы, тем не менее, можем оказать всем страждущим людям духовную поддержку. К этому Бог призвал еще чад Ветхозаветной Церкви: «И заботьтесь о благосостоянии города, в который Я переселил вас, и молитесь за него Господу; ибо при благосостоянии его и вам будет мир» (Иер.29:7). Христиан же поучает св. Апостол Павел: «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим.2:1-4).
Принимая во внимание вышесказанное, Собор призывает всех древлеправославных христиан чутко реагировать на знамения времени и, исполняя заповедь о христианском милосердии, молиться обо всех страждущих.
В случае возникновения в России или вообще в мире каких-либо природных катаклизмов, экологических, техногенных или гуманитарных катастроф и бедствий Собор рекомендует и благословляет древлеправославных священнослужителей совершать в своих приходах молебны с чтением канона певаемого Господу во всякой напасти. А в случае вспышки какой-либо эпидемии Собор рекомендует и благословляет совершать просительные молебны с чтением канона, читаемого в смертоносную язву.
И пусть всякий человек знает, что Древлеправославная Церковь переживает, заботится и молитвенно предстательствует Богу именно о нем, имея попечение, как о его земной жизни, так и еще более о его жизни вечной.
Град Москва.
Лета 7522-го декабря месяца 12-го дня.
На память св. Спиридона Тримифийскаго и
св. Александра, епископа Иеросалимскаго
Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСАНДР
Епископ Сибирский СЕРГИЙ
Епископ Нижневолжский САВИН
Протоиерей и представитель
Преосвященного Иакова, епископа
Сионского и Западноевропейского
ГЕОРГИЙ (НОВИКОВ)
Епископ Верхневолжский ВАСИЛИЙ
Епископ Украинский НИКОЛА