Размещено 17:49 8.01.2014
До Советской власти в городе Верхнеудинске не было ни одной старообрядческой церкви. Причиной этого был запрет, который до 1883 г. не разрешал староверам селиться в городах. В Верхнеудинске старообрядцев было немного, в 1899 г. их насчитывалось 18 человек, в 1909 г. - 130 человек, а в 1915 - 169 человек ( см. Замула И.Ю. Из истории семейских Верхнеудинска в XIX - начале XX в. / Старообрячество: история и современность. Местные традиции, русские и зарубежные связи. Улан-Удэ, 2001. С.176-179). 
В советское время число семейских, живущих в г. Улан-Удэ, значительно увеличилось. Поселки Комушка, Горького, Лазо с преобладающим семейским населением. Но в этот период церкви не строились, советская власть вела непримиримую антирелигиозную войну. Древлеправославные христиане вынуждены были молиться у кого-нибудь на дому. Собирались на общественные молитвы в доме бабушки Феодосии, вначале на улице Аргунской, затем на улице Успенского. 
Любезно предоставила свой дом по улице Пищевой Миролюбова Евгения Никитична. Несмотря на преклонный возраст, баба Женя каждому находила место в своем тесном доме. Здесь верующие учились петь псалмы, читать богослужебные книги, возносить молитвы ко Господу. 
На родительские дни для поминовения усопших привозили из села Куйтун уставщика Афанасьева Леона Власовича. Позже службы эти проводил священник Сергий (Попков). В пост- советский период, когда конституционное право на свободу совести стало не декларируемым, как в советское время, а реальным, число верующих значительно выросло. Была создана и зарегистрирована старообрядческая община. Предстоятель Русской Древлеправославной Церкви владыка Александр во время посещения Бурятии предложил возвести в будущем храм во имя Рожества Христова. Приход тоже получил одноименное название. 
Был долгий период хождения по кабинетам, отказов и мучительных согласований по выделению земли для строительства храма. Особо следует отметить прихожан Юрия Игнатьевича Калашникова и Виктора Григорьева. Благодаря их трудам и терпению земельный вопрос был решен: под строительство будущего храма выделено 50 соток земли в замечательном месте, в одном из самых доступных и видных мест города.
Поскольку строительство храма оказалось для прихожан непосильным, было решено, вначале построить небольшую часовню. За два года часовня была возведена. 14 августа 2001 г. на праздник Всемилостивого Спаса было совершено малое освящение. Часовня была названа во имя святой великомученицы Варвары. На престоле часовни хранится святой антиминс с частицей ее мощей. 
21. 09 2002 г., на праздник Рожества Богородицы Древлеправославный патриарх Московский и всея Руси Александр в сослужении всех священнослужителей Республики Бурятия освятил храм великим освящением и подарил приходу рукописную икону святой великомученицы Варвары с частицей её нетленных мощей. Этот образ постоянно находится в часовне и доступен для поклонения всем христианам. Силами прихода был построен дом для административных нужд, возведена церковная ограда, проведено водоснабжение, многое сделано по благоукрашению часовни и благоустройству территории.
В мае 2007 г. в рамках «Встречи старообрядцев мира» был заложен первый камень в фундамент будущего большого храма Рожества Христова. В этом же году был выкопан котлован под фундамент церкви, подготовлены фундаментные блоки. Удалось собрать средства для оплаты работ и возведения нулевого цикла. За зиму 2008 г. приход приобрел часть кирпичей и почти весь металл, необходимый для строительства. Все это делалось под руководством епископа Сергия (Попкова). Для продолжения строительных работ средств не хватало. 
28 мая 2009 г. был устроен благотворительный марафон. Его организаторами выступили Русская Древлеправославная Церковь, региональная общественная организация «Общество культуры семейских Бурятии», Министерство культуры Республики Бурятия. Итоговая сумма, собранная на благотворительном марафоне, составила 3 миллиона 80 тысяч рублей. 
Строительство храма продолжается. И недалёк тот день, когда в нём вознесутся молитвы к Богу. На каждом богослужении будет возглашаться ектенья за «блаженных и приснопамятных создателей святаго храма» и возносится молитвы как за живых, так и за отошедших в вечность.

С.П. Петров.
 

О сайте Правила Помощь Реклама Разработчикам Обратная связь