Размещено 16:22 29.06.2014

В следующем году исполнится 250 лет с момента массового заселения Забайкалья старообрядцами, инициированного императрицей Екатериной Второй. Забайкальский край и Республика Бурятия успели стать для семейских родным домом, хотя нельзя не отметить, что переезд с западной части России был организован в принудительном порядке. Сейчас, когда былые тяготы и лишения уходят в прошлое, а колесо гонений и репрессий, наконец, остановилось, в нашей стране начинается активный процесс возрождения древнерусской веры и самобытной народной культуры. Бурятия, готовящаяся принять уже вторую официальную встречу старообрядцев мира, играет здесь далеко не последнюю роль.

Первая международная Встреча староверов «Путь Аввакума» проходила в мае-июне 2007 г., географически она охватила почти всю республику, включая столицу. На ней было принято решение о создании региональной общественной организации «Общество культуры семейских Республики Бурятия» (РОКС).

Необходимость ее учреждения назрела давно – старообрядцам Забайкалья требовался единый центр для координирования деятельности, слаженной работы по сохранению своих традиций и обычаев. Причем эти бесценные знания необходимо не только сохранять, но и делать общедоступными, нести в народ. Многие ныне осознают, что у них есть староверские корни или определяют себя как «семейские», но при этом лишены прямого доступа к исконной русской культуре.

ОБЩИНАМ НЕЧЕГО ДЕЛИТЬ

Председатель совета РОКС, уроженец села Нижний Жирим Тарбагатайского р-на Сергей Петров, будучи потомственным старовером, считает своим долгом изучать архивные документы и заново открывать историю. Таких энтузиастов, знатоков художественной и богословской литературы на Руси издавна называли «начетчиками». Он является автором нескольких книг и многочисленных статей, посвященных древней вере. Сергей Петрович
убежден – объединение различных течений и общин старообрядцев – дело ближайшего будущего.

- В обрядовой части у разных согласий староверов нет принципиальных расхождений, - отмечает Сергей Петров. – Просто до недавнего времени нам было запрещено строить свои церкви, общины возникали хаотично, в самых разных уголках страны, в том числе и в иммиграции. Мое родное село Нижний Жирим было основано семейскими и тем не менее, староста поселения долгие годы избирался исключительно из числа несемейских.
Некоторые почему-то любят выдавать обоснованные различия в наших общинах за «раскол в рядах староверов». Хотя в других религиозных конфессиях хватает собственных подводных камней. По сути, сейчас имеется пять крупных центров старой веры. Мы все друг друга прекрасно знаем, постоянно ведем диалог. Существует лишь одна проблема – соборно решить, кто возглавит единую церковь. Над этим и работает комиссии по объединению, но тут уже остается человеческий фактор. Надо понимать, что мы получили свободу всего 20 лет назад. Это очень малый срок, учитывая тот хаос и запустение, в которое привели нашу веру, - рассказывает Сергей Петров.

В самом деле, мы поневоле забываем, что до 1666 г. все население России было старообрядцами, оттуда же идут корни, питавшие наше государство. С историей не поспоришь, и также невозможно просто взять и выключить генетическую память. По данным последних социальных исследований, на сегодня в стране проживают порядка 10 миллионов «осознанных»
староверов. Из них в церковь ходят около 2 миллионов, остальных можно назвать потенциальными прихожанами.

ОЧАГ ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Бурятия вообще стоит особняком в плане сохранения древлеправославной культуры. До XX в. здесь действовал 81 старообрядческий храм и молельный дом. К настоящему времени все они, к сожалению, разрушены. До нас дошла только церковь в Этнографическом музее, построенная в 1912 г. Кстати, по ее красивым архитектурным формам можно объективно судить о высоком уровне культуры староверов. Кроме того, мы выделяемся одним из крупнейших компактных поселений потомков староверов, коих ныне насчитывается в Бурятии до 200 тыс. человек. Ключевые районы – Тарбагатайский, Бичурский, Мухоршибирский, Заиграевский. От 40 до 80 процентов их жителей причисляют себя к старообрядческим корням. В республике создано более 20 церковных общин старообрядцев, половина из которых имеет свои церкви. Так что налицо постепенное возрождение.

- В храмовый день на праздник святого во имя которого основана церковь съезжаются люди из соседних сел, городов и регионов. Нам надо держаться вместе, ведь если народ не выживает духовно, он погибает физически. Потому хотелось бы, чтобы в местах компактного проживания семейских преподавалась история староверов, знаменное крюковое пение и старославянский язык. Без этих трех столпов мы утратим свою народную идентичность. В Бурятии сейчас порядка 50 семейских фольклорных хоров. Многие из них начинают терять свой колорит, так как нет школы, которая бы их сохраняла, - отмечает Сергей Петров.

Не все знают, что Улан-Удэ имеет высокий статус центра Сибирской епархии Русской Древлеправославной Церкви. В нее входят многочисленные религиозные группы из Сибири, Забайкалья, Дальнего Востока и даже Восточного Казахстана. В этом году начались богослужения в кафедральном храме Рождества Христова на Ткацкой улице, осталось только установить купола и провести отделочные работы.- Мы рады всем прихожанам, неважно, были у них в роду семейские или нет.

Сейчас у нас довольно много постоянных прихожан, и их численность продолжает расти. Ведь в конечном счете каждый, кто имеет в России предков от XVII в. и раньше, является старовером. Наконец наступило такое время, когда нет никаких гонений на религиозные течения, можно спокойно строиться, развиваться. В планах у нас основание новых церквей, но лучше не буду их озвучивать конкретно, пусть все идет своим чередом с Божьей помощью. Просто во многих селах жители видят, что у соседей появился свой храм и по принципу - «а чем мы хуже?» - начинают собирать деньги на собственный приход, - рассказывает настоятель кафедрального храма Рождества Христова, Епископ Сибирский Сергий.

СТАРОВЕРЫ ОНЛАЙН

Председатель совета «Общества культуры семейских РБ» убежден, что имеющаяся информация по староверам должна регулярно обновляться и быть общедоступной. Поэтому полгода назад при его активной поддержке был создан интернет-портал www.starover.net. Это не просто сайт новостей о мероприятиях старообрядцев, но также крупная социальная сеть, в которой староверы со всего мира могут общаться и находить единомышленников. Нельзя не упомянуть о таком важном разделе портала, как энциклопедия староверов, разработанная по типу всем известной «Википедии».

- В нашей электронной энциклопедии www.wiki.starover.net. уже отметились порядка 50 авторов из разных регионов. Любой желающий может зарегистрироваться и разместить у нас свою статью. Моих материалов на сайте около 80, а всего их набралось уже более 400. Интересно, что портал, созданный в Бурятии, получился международным. Аудитория из республики составляет не более 20%, основной костяк – пользователи из Москвы, Санкт-Петербурга, Украины, Прибалтики. Мы работаем не так давно, но уже выходим на первую-вторую страницу в поиске «Яндекса» по запросу «старовер».

Кроме того, мы считаем, что наш сайт не только продвигает культуру староверов, но и формирует положительный имидж республики. Чем больше люди узнают о нашей уникальной культуре, тем чаще будут приезжать к нам в гости. Активно налаживаем контакты с общинами в Австралии, США и Канаде – а это десятки тысяч человек. В 2015 г. наше общество намерено собрать круглый стол с участием правительства Бурятии, чтобы обсудить вопрос организации туров для паломников, - заявляет Сергей Петров.

СЕМЕЙСКИЕ – ЗА КУЛЬТУРНЫЙ ТУРИЗМ

Всего через 12 месяцев республика повторно примет Встречу старообрядцев мира. К нам приедут гости со всех континентов, чтобы посмотреть на быт семейских, пройти по паломнической тропе протопопа Аввакума, восхититься Байкалом... Естественно, «Общество культуры семейских Бурятии» всегда открыто для диалога со всеми кто готово всячески способствовать объединению хранителей древнерусских традиций.

- Недавно общины из Москвы и Нижнего Новгорода прислали нам письмо с предложением создать этнокультурный центр древлеправославных старообрядцев. Речь идет о центре всероссийского или даже международного уровня. Приятно, что центральные регионы желают с нами сотрудничать, и я уверен, что скоро мы все организуем. Мы конечно не претендуем на главенствующую роль – пока самая активная работа происходит в столице нашей страны – но при быстром развитии староверия в республике надеемся, что связи с коллегами будут становиться все прочнее. 

Иван Ваганов.
(Газета «Правда Бурятии». №26(22847). 25.06.2014).
 

О сайте Правила Помощь Реклама Разработчикам Обратная связь