|
Персональная информация
Новости
Вести Портала «ЗАБАЙКАЛЬСКИЕ УМЕЛЬЦЫ: ДЕЛО МАСТЕРА БОИТСЯ» - ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА В СТАРООБРЯДЧЕСКИХ СЕЛАХ НА ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ
«ЗАБАЙКАЛЬСКИЕ УМЕЛЬЦЫ: ДЕЛО МАСТЕРА БОИТСЯ» – проект, Региональной общественной организации «Общество культуры семейских Республики Бурятия», реализуемый с 1 июля 2024 г. при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Цели проекта: изучение ремесел забайкальских старообрядцев - семейских: традиционной домовой росписи и гончарного дела, ...больше«ЗАБАЙКАЛЬСКИЕ УМЕЛЬЦЫ: ДЕЛО МАСТЕРА БОИТСЯ» - ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА В СТАРООБРЯДЧЕСКИХ СЕЛАХ НА ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ «ЗАБАЙКАЛЬСКИЕ УМЕЛЬЦЫ: ДЕЛО МАСТЕРА БОИТСЯ» – проект, Региональной общественной организации «Общество культуры семейских Республики Бурятия», реализуемый с 1 июля 2024 г. при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Цели проекта: изучение ремесел забайкальских старообрядцев - семейских: традиционной домовой росписи и гончарного дела, представляющих одно из самых ярких и уникальных явлений в культуре России. В проекте запланировано участие молодежи и подрастающего поколения, в частности первыми участниками проекта стали студенты ФГБОУ ВО «Восточно-Сибирский государственный институт культуры». На начальном этапе участникам проекта предстояло осуществить поисково-исследовательскую работу по установлению предметов быта (расписные прялки, кухонные принадлежности, гончарные изделия) и интерьеров, содержащих элементы семейской домовой росписи. Для осуществления данной работы было совершены экспедиции в районы компактного проживания старообрядцев – семейских: Тарбагатайский, Заиграевский и Мухоршибирский. В Тарбагатайском районе Бурятии совершены поездки в сёла: Большой Куналей, Десятниково и Тарбагатай. В Заиграевском районе посещены сёла: Мухор-Тала и Новая Брянь. Ранее в пабликах нашего сообщества было рассказано об этих экспедициях. В данной статье речь пойдет о совершенной 24 сентября 2024 года экспедиции в село Шаралдай, являющееся в прошлом столицей гончарного промысла у семейских. Данная экспедиция стала заключительной на этапе поиска знаний и исследований предметов в среде семейских, необходимых для дальнейшей работы проекта. Шаралда́й — семейское село в Мухоршибирском районе Бурятии. Административный центр сельского поселения «Шаралдайское». В переводе с бурятского языка название звучит как «Желтые пески», «Желтая глина». Из официальных исторических источников известно, что семейские в селе Шаралдай к 1772 г. построили 12 дворов. Известный ученый Фирс Болонев, выходец из среды семейских, предполагает, что примитивный способ изготовления гончарной посуды принесен старообрядцами из Ветки и Стародубья и бытовал во многих селениях у семейских. Но учитывая наличие и изобилие высококачественных глин в окрестностях Шаралдая, широкое распространение гончарный промысел получил именно здесь. Шаралдай - родное село писателя Исая Калистратовича Калашникова, создавшего знаменитые романы: «Жестокий век», «Разрыв-трава» и др. В селе с 1991 г. функционирует «Музей - Усадьба Исая Калистратовича Калашникова», именно сюда направились участники проекта, чтобы пополнить знания по истории семейских Мухоршибирского района и гончарного промысла в частности. Музей встретил участников проекта очень радушно, здесь рассказали не только о жизни и творчестве писателя, но и о быте семейских Мухоршибирского района. Также показали различные дворовые постройки: амбар, завозню, летние и зимние стайки, баню, навесы, колодец. Конечным этапом осмотра музея стала семейская изба, где участникам проекта показали мастер-класс по выпеканию традиционной выпечки - оладий в русской печи, представили предметы быта с семейской росписью и глиняную посуду. Среди предметов быта, расписанных в музее имеются самопрялки, старинная кровать и диван. Подробно рассказали шаралдайцы об истории гончарного промысла, которым зарабатывали на жизнь многие жители этого села. Гончарный промысел довольно трудоёмок, поэтому этим трудом занимались в основном представители мужского пола. Среди шаралдайских гончаров славились изделия Макара Тихоновича Иванова, Кузьмы Назаровича Каспарова, Харитона Григорьевича Евдокимова, братьев Демьяна и Фомы Васильевичей Ананьиных, Ивана Леонтьевича Ребягина и др. Для многих семей гончарный промысел являлся семейным и передавался по наследству от отца к сыну. Известно, что в советское время в Шаралдае функционировала артель гончаров «Прогресс», изделия которой сдавались на продажу в магазины-сельпо. Глину для производства изделий брали из лога (широкого значительной длины оврага), расположенного за деревней у кирпичного завода. Наиболее подходила черная и серая глины; белая и песчаная глины были жирными и при производстве часто давали брак (трещины на изделиях). Чтобы не быть голословными и создать визуализацию для исследователей проекта, шаралдайцы приготовили небольшие мешочки с образцами глин и предметы посуды: кринки, кувшины, корчаги, макитры, кадило и др. После лекции и вкусного чаепития, группа исследователей направилась в местность к месторождению глины, чтобы визуально увидеть, где шла её добыча. Опытным путём исследователи смогли оценить глубину залегания породы и степень её твёрдости. В результате участники проекта воочию увидели месторождение шаралдайской глины и отобрали несколько образцов. В конце встречи участники проекта поблагодарили шаралдайцев за гостеприимство и пожелали успехов в дальнейшей работе. Необходимо добавить также и то, что шаралдайцы ведут весьма активную работу по сохранению истории и культуры семейских и их трансляции подрастающему поколению в местном детском саду, который было решено посетить. Здесь педагоги дошкольного образования показали мини-гончарную мастерскую и кратко рассказали о методах работы с детьми по данному направлению. Поисково-исследовательская работа в проекте подошла к концу, теперь предстоит проанализировать увиденное и систематизировать полученные знания. От имени РОО «Общество культуры семейских РБ» выражаем благодарность жителям старообрядческих семейских сёл: Большой Куналей, Десятниково, Тарбагатай, Мухор-Тала, Новая Брянь, Шаралдай, Нижний Жирим, которые оказали содействие в работе проекта «ЗАБАЙКАЛЬСКИЕ УМЕЛЬЦЫ: ДЕЛО МАСТЕРА БОИТСЯ». Благодарим вас за работу по сохранению традиционной культуры и истории забайкальских старообрядцев – семейских и надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество! Послеполуденное время в экспедиции было отдано посещению усадьбы старовера Петрова в селе Нижний Жирим Тарбагатайского района, интерьеры которой в будущем предстоит украсить домовой семейской росписью. Для этого студентами была проведена замерочная работа интерьеров: входных и оконных групп, опечья русской печи, а также других поверхностей, чтобы в дальнейшем определиться с фронтом и объёмом работы. В целом экспедиционный день прошел весьма успешно, дальняя дорога хоть и немного утомила участников экспедиции, но сытный обед в усадьбе Петрова быстро восстановил силы и желание работать. Усадьба старовера Петрова в селе Нижний Жирим Тарбагатайского района - туристский объект, который был открыт в 2021 г. на базе родового дома семьи Петровых, построенного Родионом Феоктистовичем в 1885 г. В усадьбе принимают туристские группы, состоящие из гостей разного возраста, - знакомят с историей и культурой семейских, проводят экскурсии и мастер-классы, показывают старинные обряды, играют в подвижные игры, угощают вкусной и самобытной кухней старообрядцев-семейских. По вопросам посещения усадьбы обращаться к руководителю РОО «Общество культуры семейских Республики Бурятия» Петрову Сергею Петровичу по номерам телефонов: 8-902-536-55-33; 8-902-161-89-85. #Фондкультурныхинициатив #Грантдлякреативныхкоманд Автор текста Елена Варанкина, автор фото Александр Байдородин
12 дн. назад
·
Поделиться
Вести Портала ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА В СТАРООБРЯДЧЕСКИХ СЕЛАХ ПРОДОЛЖАЕТСЯ - «ЗАБАЙКАЛЬСКИЕ УМЕЛЬЦЫ: ДЕЛО МАСТЕРА БОИТСЯ»
«ЗАБАЙКАЛЬСКИЕ УМЕЛЬЦЫ: ДЕЛО МАСТЕРА БОИТСЯ» – проект, реализуемый Региональной общественной организацией «Общество культуры семейских Республики Бурятия» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Проект преследует цели изучения традиционных ремесел забайкальских старообрядцев - семейских: традиционной домовой росписи и гончарного дела, ...большеПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА В СТАРООБРЯДЧЕСКИХ СЕЛАХ ПРОДОЛЖАЕТСЯ - «ЗАБАЙКАЛЬСКИЕ УМЕЛЬЦЫ: ДЕЛО МАСТЕРА БОИТСЯ» «ЗАБАЙКАЛЬСКИЕ УМЕЛЬЦЫ: ДЕЛО МАСТЕРА БОИТСЯ» – проект, реализуемый Региональной общественной организацией «Общество культуры семейских Республики Бурятия» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Проект преследует цели изучения традиционных ремесел забайкальских старообрядцев - семейских: традиционной домовой росписи и гончарного дела, которые представляют собой одно из самых ярких и уникальных явлений в культуре России. В проекте запланировано участие молодежи и подрастающего поколения, в частности первыми участниками проекта стали студенты ФГБОУ ВО «Восточно-Сибирский государственный институт культуры». Участники проекта в настоящее время осуществляют поисково-исследовательскую работу по установлению предметов быта (расписные прялки, кухонные принадлежности, гончарные изделия) и интерьеров, содержащих элементы семейской домовой росписи. Позади остался Тарбагатайский район Бурятии, в частности сёла Большой Куналей, Десятниково и Тарбагатай. Ранее в пабликах нашего сообщества было рассказано об этой поездке. Сегодня речь пойдет об экспедиции в Заиграевский район Бурятии - место компактного проживания старообрядцев семейских. В этот раз в рамках проекта участники побывали в сёлах Мухор-Тала и Новая Брянь. Мухор-Тала – село в Заиграевской районе Бурятии, входит в сельское поселение «Верхнеилькинское». Расположено у южного подножия Худанского хребта в 12 км к северо-западу от центра сельского поселения — села Ташелан, и в 10 км северо-восточнее села Новоильинск. Мухор-Тала образовано в начале 1800-х гг. Село началось с заимки, первым жителем, которой стал И.В. Павлов. В селе Мухор-Тала взорам исследователей предстал большой шестистенный дом-связь, хранящий интерьер, в котором имеется прекрасно сохранившаяся домовая роспись. Дом ныне принадлежит семье Васильевых. Стены этого дома богато декорированы росписью, возраст которой насчитывает 127 лет. Расписные стены, потолок и матица хранят тепло рук мастера с 1897 года. Роспись состоит из множества элементов, основой которой являются деревья в вазонах, цветы и ветви. Хозяин дома - Пётр Николаевич поделился историей этого дома. Когда-то на этой улице жили братья Павловы, занимавшиеся выращиванием пшеницы и ржи в окрестностях села. Дом принадлежал одному из братьев Павловых. В советское время в этом доме располагался детский сад, а в конце 1990-х гг. стал частной собственностью. Роспись бережно сохранялась и не была уничтожена даже в период функционирования детского сада в стенах этого дома. В конце 20-го века роспись подновлял профессиональный художник в течение месяца. Сегодня она по-прежнему радует глаз своей необычайной яркостью и самобытностью. Участники проекта внимательно рассмотрели и зафиксировали на фото все элементы росписи, а также осмотрели большой шестистенный дом, в котором находятся росписи. Студенты и преподаватели оценили масштаб строительства и детали дома. Затем экспедиция была продолжена в село Новая Брянь. Новая Брянь – село в Заиграевском районе, основанное старообрядцами семейскими, история которого уходит корнями в начало 18-го века. Жители из старообрядческого села Куйтун, расположенного на отрогах хребта Цаган-Дабан, перевалив один из хребтов, отыскали хорошее место для расселения и решили начать обрабатывать здесь землю. Поначалу распахали земельные участки, срубили несколько срубов, затем поставили заимки, а позже появились дома и улицы. С тех пор селение стало разрастаться и со временем превратилось в крепкое поселение староверов. Сегодня Новая Брянь – является самым крупным поселением семейских в районе. Ныне потомки бережно хранят историю своих предков и охотно делятся своими знаниями с людьми. В селе Новая Брянь участников проекта познакомили с историей, культурой и бытом семейских Заиграевского района и провели небольшой экскурс. Члены новобрянского национального центра семейской культуры «Узорочье», действующего при новобрянской сельской библиотеке «Зенит», в стенах музейной горницы рассказали о непростой судьбе семейских. Для погружения в культуру семейских новобрянцы дополнительно подготовили небольшую выставку гончарных предметов, домовой росписи и учебную литературу по домовой росписи семейских. Студенты, преподаватели и участники проекта «ЗАБАЙКАЛЬСКИЕ УМЕЛЬЦЫ: ДЕЛО МАСТЕРА БОИТСЯ» провели плодотворный день, смогли увидеть уникальную прекрасно сохранившуюся домовую роспись и погрузиться в культуру, быт и историю семейских Заиграевского района. Росписи зафиксированы на фото, дело остается за малым: постараться качественно проанализировать и описать увиденное, оставив эти знания для потомков. #Фондкультурныхинициатив #Грантдлякреативныхкоманд Е.В.Варанкина
3 нед. назад
·
Поделиться
Вести Портала «Забайкальские умельцы: дело мастера боится» - поисково-исследовательская работа в старообрядческих селах
«ЗАБАЙКАЛЬСКИЕ УМЕЛЬЦЫ: ДЕЛО МАСТЕРА БОИТСЯ» –проект, реализуемый Региональной общественной организацией «Общество культуры семейских Республики Бурятия» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Проект преследует цели изучения традиционных ремесел забайкальских старообрядцев - семейских: традиционной домовой росписи и гончарного дела, которые ...больше«Забайкальские умельцы: дело мастера боится» - поисково-исследовательская работа в старообрядческих селах «ЗАБАЙКАЛЬСКИЕ УМЕЛЬЦЫ: ДЕЛО МАСТЕРА БОИТСЯ» –проект, реализуемый Региональной общественной организацией «Общество культуры семейских Республики Бурятия» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Проект преследует цели изучения традиционных ремесел забайкальских старообрядцев - семейских: традиционной домовой росписи и гончарного дела, которые представляют собой одно из самых ярких и уникальных явлений в культуре России. В проекте запланировано участие молодежи и подрастающего поколения, в частности первыми участниками проекта стали студенты ФГБОУ ВО «Восточно-Сибирский государственный институт культуры». В рамках проекта 17 сентября 2024 года состоялся первый большой экспедиционный выезд в районы компактного проживания семейских-старообрядцев. Первым районом для посещения выбран пригородный Тарбагатайский район. Столица района – село Тарбагатай считается центром старообрядчества всей Сибири. Здесь располагается крупнейший музей истории и культуры старообрядцев, созданный в 2001 году. История музея уникальна, начиналась еще в 1990-х гг. Основатель музея – протоиерей Сергий, священнослужитель Тарбагатайской старообрядческой церкви. Именно его инициатива послужила началу сбора предметов истории и быта семейских Забайкалья. В музее можно увидеть, как проходила жизнь семейских от рождения и до самой смерти. Здесь находятся уникальные материальные свидетельства разных сторон жизни старообрядцев: древние церковные книги и старинные иконы, орудия труда и утварь; транспорт (телеги и повозки) и предметы мебели. Богат музей коллекцией предметов быта, украшенных семейской росписью, а также предметов керамической посуды. В музее студенты и участники экспедиции познакомились с историей старообрядцев-семейских в целом, посмотрели и оценили экземпляры с росписью. Преподаватели ВСГИКа, принимающие участие в экспедиции обратили внимание на роспись стен демонстрационного зала, которая в начале 2000-х годов была произведена под их непосредственным руководством. Далее участники экспедиции переместились под сень Тарбагатайской древлеправославной церкви во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, где смогли лицезреть старообрядческие иконы древнего письма. Следующим местом для посещения в Тарбагатайском районе было выбрано село Большой Куналей, которое считается самым ярким старообрядческим селом Сибири и Дальнего Востока. В этом селе участники экспедиции увидели целые улицы, состоящие из изб, отделанных резьбой и ярко раскрашенных в разнообразные тона. Уникальность, яркость и самобытность села в 2018 году была подтверждена статусом «Самое красивое село России». В Доме культуры Большого Куналея почитают историю своих предков, здесь в 2024 году создана семейская горница, наполненная предметами быта, раскрашенными вручную, которые и постарались рассмотреть студенты и их преподаватели. Следующим на очереди стало старинное село семейских Забайкалья – Десятниково. Оно также имеет статус «Самого красивое села России», полученный еще в 2013 году. Сюда дорога привела в дом жительницы Татьяны Пискуновой, которая обладает поистине уникальной старинной горницей в доме-избе 1850-го года постройки. Стены этой горницы раскрашены руками мастеров в 1887 году, т.е. возраст росписей на сегодня составляет 137 лет. Участники экспедиции смогли рассмотреть всё детально и внимательно. Эти настенные узоры ценны своей цельностью, гармоничностью, сохранностью и красотой. Среди рисунков круги и овалы, ветви и деревья, цветы и птицы. Диковинные тона и оттенки рождены самой природой – краски здесь только натуральные и от этого горница еще прекраснее. Расписные стены со временем не утратили своей красоты – так уверяет Татьяна Харлампьевна. Линии такие же четкие, краски по-прежнему яркие, как и много лет назад, когда хозяйкой пришла она в этот дом. Чтобы краски не выгорали – оконные ставни практически постоянно стоят закрытыми, солнце посещает эту горницу довольно редко, поэтому еще сегодня можно оценить красоту и уникальность этой росписи сполна. Такой высокосознательный подход хозяйки и хранительницы отчих традиций Татьяны Пискуновой весьма радует нас, как участников проекта, болеющих за культуру забайкальских старообрядцев - семейских. В целом день 17 сентября 2024 года для участников проекта «ЗАБАЙКАЛЬСКИЕ УМЕЛЬЦЫ: ДЕЛО МАСТЕРА БОИТСЯ» оказался ярким и насыщенным, эмоциональным и весьма плодотворным. Каждая экспедиционная поездка заслуживает отдельного рассказа и более пристального внимания, поэтому в ближайшее время выйдет ряд публикаций с подробными рассказами о посещении вышеперечисленных мест. #Фондкультурныхинициатив #Грантдлякреативныхкоманд Е.В.Варанкина
3 нед. назад
·
Поделиться
Вести Портала VIII Международный фестиваль культуры семейских-старообрядцев «Семейская круговая» прошёл в Забайкалье
С 16 по 18 августа 2024 года в с. Красный Чикой Красночикойского района Забайкальского края состоялся VIII Международный фестиваль культуры семейских-старообрядцев «Семейская круговая». Цель фестиваля - сохранение и популяризация традиционной народной культуры семейских, как части мирового культурного наследия, расширение межкультурного общения, содействие межэтническому и ...большеVIII Международный фестиваль культуры семейских-старообрядцев «Семейская круговая» прошёл в Забайкалье С 16 по 18 августа 2024 года в с. Красный Чикой Красночикойского района Забайкальского края состоялся VIII Международный фестиваль культуры семейских-старообрядцев «Семейская круговая». Цель фестиваля - сохранение и популяризация традиционной народной культуры семейских, как части мирового культурного наследия, расширение межкультурного общения, содействие межэтническому и международному культурному сотрудничеству. Программа фестиваля включала основные мероприятия: Межрегиональная научно-практическая конференция «Зенковские чтения», выставка-ярмарка изделий мастеров «Деревня мастеровая», конкурсы и концерты с участием творческих коллективов, занимающихся изучением и сохранением народной песенной культуры «Наше наследие». От Бурятии в фестивале приняли участие различные творческие коллективы города Улан-Удэ и районов республики, а также руководитель региональной общественной организации «Общество культуры семейских Республики Бурятия» - Сергей Петров, выступивший на научно-практической конференции «Зенковские чтения» с докладом на тему: «Деятельность РОО «Общество культуры семейских Республики Бурятия» по сохранению и развитию истории и культуры семейских - староверов Забайкалья.». Доклад был посвящен освещению деятельности общества на протяжении более чем 15-го летнего периода, в т.ч. включающей работу с дошкольными образовательными учреждениями республики и книгоизданию. Также С.П. Петров поделился опытом реализации общественно значимых региональных социальных инициатив и этнокультурных проектов, рассказал о грантовой поддержке республиканского и российского уровней и успешной реализации более чем 30-ти проектов, в т.ч. при поддержке Фонда президентских грантов и Президентского фонда культурных инициатив (ПФКИ). Особое внимание в докладе было уделено проекту «ЗАБАЙКАЛЬСКИЕ УМЕЛЬЦЫ: ДЕЛО МАСТЕРА БОИТСЯ», поддержанного Президентским фондом культурных инициатив в 2024 г. и реализуемого Обществом в настоящее время. Данный проект преследует цели изучения традиционных ремесел забайкальских старообрядцев - семейских: традиционной домовой росписи и гончарного дела, которые представляют собой одно из самых ярких и уникальных явлений в культуре России. Выступление С.П. Петрова на фестивале получило довольно высокую и лестную оценку среди участников и было отмечено дипломом. В заключение необходимо отметить, что на фестивале работа творческих коллективов Бурятии, занимающихся изучением и сохранением народной песенной культуры была оценена также весьма высоко. Гран-при (высшая награда) в конкурсе коллективов «Наше наследие» завоевал Семейский народный хор «Былина» (рук. Наталья Максимова, с. Тарбагатай). Дипломантами I степени в номинации «Фольклорное исполнительство» стали: Забайкальского фольклорный народный хор «Семейские янтари» (рук. Виктория Рещикова) и Забайкальский народный семейский хор «Истоки» (рук. Иван Корчуганов). Дипломанты II степени в номинации «Фольклорное исполнительство»: Детский образцовый фольклорный ансамбль «Васильки» и Народный фольклорный ансамбль «Воскресение» (рук. Александр Утенков, с.Бичура). Почетной грамотой за участие в фестивале награждён семейный фольклорный ансамбль «Живица» (рук. Наталья Кочеткова). Хасуртайский семейский народный хор «Родник» (рук. Виктор Иванов) отмечен дипломом за сохранение традиционного костюмного комплекса семейских. РОО «Общество культуры семейских РБ» поздравляет всех участников, отмеченных наградами, выражает благодарность за деятельность по сохранению народных традиций семейских Забайкалья и желает дальнейших успехов и процветания. #Фондкультурныхинициатив #Грантдлякреативныхкоманд Е.В. Варанкина
2 мес. назад
·
Поделиться
Вести Портала ЗАБАЙКАЛЬСКИЕ УМЕЛЬЦЫ: ДЕЛО МАСТЕРА БОИТСЯ.
«ЗАБАЙКАЛЬСКИЕ УМЕЛЬЦЫ: ДЕЛО МАСТЕРА БОИТСЯ» – так называется проект, который с 1 июля 2024 года начали реализовывать члены региональной общественной организации «Общество культуры семейских Республики Бурятия» благодаря поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Проект преследует цели изучения традиционных ремесел забайкальских старообрядцев - семейских: традиционной домовой росписи и гончарного дела, которые представляют ...большеЗАБАЙКАЛЬСКИЕ УМЕЛЬЦЫ: ДЕЛО МАСТЕРА БОИТСЯ. «ЗАБАЙКАЛЬСКИЕ УМЕЛЬЦЫ: ДЕЛО МАСТЕРА БОИТСЯ» – так называется проект, который с 1 июля 2024 года начали реализовывать члены региональной общественной организации «Общество культуры семейских Республики Бурятия» благодаря поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Проект преследует цели изучения традиционных ремесел забайкальских старообрядцев - семейских: традиционной домовой росписи и гончарного дела, которые представляют собой одно из самых ярких и уникальных явлений в культуре России. В Сибири домовая роспись встречается только на Алтае и в Забайкалье – у старообрядцев. В целом, происхождение росписей уходит корнями к древним русским росписям. Исследователи алтайской росписи находят много общего с росписями северных и среднерусских областей. По словам этнографа Галины Ильиной-Охрименко, активно изучавшей росписи у семейских в середине 20-го века: «Забайкальская домовая роспись по своему характеру и стилю очень разнообразна. Прежде всего надо отметить как бы два пласта в росписях, изучаемых нами семейских селений XIX — начала XX в. К древнейшему пласту относятся геометрические и полурастительные мотивы, принадлежащие кисти женщин. Роспись семейских домохозяек, состоящая из простейших сочетаний геометрического и полурастительного характера, покрывает стены жилища и сеней, деревянный опечек, иногда верхнюю часть печи, потолок, пол, матицу, перегородки». В настоящее время семейских росписей в забайкальских сёлах становится катастрофически мало, старина погибает, нещадно закрашивается, а новые отделочные материалы не позволяют сохранять уходящую натуру в надлежащем виде. В различных краеведческих музеях сегодня можно увидеть росписи на прялках, предметах мебели и посуды. Уникальным явлением в росписи семейских Забайкалья можно назвать наружные росписи домов масляной краской. Если на Алтае такое явление отсутствует, то в Забайкалье это пока еще хорошо заметно в сёлах Большой Куналей, Калиновка и других. Избы отделаны резьбой и ярко раскрашены в разнообразные тона, причем окрашены практически все детали дома: фронтоны крыш, карнизы, наличники, причелины, стены и т.д. Распространено у семейских было и другое ремесло – гончарное. По словам ученого Фирса Федосовича Болонева: «В русских селах Забайкалья отмечено три типа гончарства: 1) изготовление посуды кольцевым налепом без гончарного круга; 2) кольцевым налепом на ручном гончарном станке; 3) вытяжная техника на ложном гончарном станке или круге. В конце XIX — начале XX вв. преобладал третий тип гончарства, так как он был более производительным. Первоначально мастера занимались гончарством в свободное от сельскохозяйственных работ время. Однако в конце XIX в. уже выделяются мастера-ремесленники, постоянно и профессионально занимающиеся гончарным промыслом в течение года. Так, в отчете Мухоршибирской волости в 1888 г. значились 222 мастера и 64 рабочих по 21 специальности. Из них горшечников было шесть, а рабочих, помогающих им, — четверо». Гончарное дело в силу многих определённых обстоятельств к сожалению, оказалось сегодня утраченным, поэтому одной из задач проекта является привлечение внимания к данному ремеслу - очень важно попытаться в рамках проекта возродить утерянное. К работе в проекте привлечены яркие творческие люди, деятели культуры Республики Бурятия, члены Союза художников России – художники и мастера. Первые встречи в рамках работы проекта уже состоялись, работа успешно начата. На начальном этапе проекта особое внимание уделено работе по закупу материалов, которые понадобятся в дальнейшем: различных видов красок, глины, вспомогательному инструментарию (кисти, планшеты, палитры и др.), аппаратуре (гончарные круги) и т.д. К сожалению, всё необходимое крайне сложно закупить в Улан-Удэ, поэтому в данное время в рамках проекта ведётся работа по установке контактов с магазинами в различных регионах России. Команда проекта вместе с художественными специалистами осуществила первую поездку в село Нижний Жирим Тарбагатайского района на усадьбу старовера Петрова, чтобы на месте оценить масштаб предстоящей работы и иметь представлением в целом о месте, где будет проведена работа по ремеслам забайкальских старообрядцев – семейских в рамках проекта «ЗАБАЙКАЛЬСКИЕ УМЕЛЬЦЫ: ДЕЛО МАСТЕРА БОИТСЯ». #Фондкультурныхинициатив #Грантдлякреативныхкоманд Е.В.Варанкина.
3 мес. назад
·
Поделиться
Еще...Нет больше доступной информации.
Вести друзья (356)
« Предыдущая страница | просмотр результатов 1-10 из 356 |
Следующая страница »
« Предыдущая страница | просмотр результатов 1-10 из 356 |
Следующая страница »
Видео (100)
Подарки (1)
|