Архиерейский Собор РДЦ
поддержал создание Всероссийского Старообрядческого
общественного движения
Архиерейский Собор Русской Древлеправославной Церкви состоявшийся 9-12 (22-25 н.ст.) декабря 2015 г. в г. Москва третьим вопросом
рассмотрел участие Русской Древлеправославной Церкви в учреждении и
деятельности Всероссийского Старообрядческого общественного движения.
В решении Собора
говорится:
3. 7-10 августа 2015 г. в
г. Улан-Удэ состоялась организованная Правительством Республики Бурятия Встреча
старообрядцев мира «Путь Аввакума», посвященная 250-летию прибытия в Забайкалье
первых древлеправославных переселенцев, потомки которых в настоящее время
представляют собой большую этноконфессиональную группу так называемых
«семейских Забайкалья».
В рамках Встречи
состоялись переговоры представителей Русской Древлеправославной Церкви с
представителями Древлеправославной Поморской Церкви и Русской Православной
старообрядческой Церкви. Основным предметом переговоров был вопрос о создании
общественной организации для консолидированной защиты интересов Русской
Древлеправославной Церкви и всех старообрядческих согласий, выражения
согласованной позиции по общественнозначимым вопросам, осуществления диалога со
светским обществом.
В 1917 г. Всероссийский
Съезд наших христиан уже рассматривал вопрос об участии наших представителей в
учреждении и деятельности подобной организации. Так седьмым вопросом повестки
дня Всероссийского Съезда был вопрос «об учреждении Всероссийского Союза
Старообрядцев всех согласий по государственным и экономическим вопросам».
Докладчиком по вопросу являлся руководитель издательского дела Церкви и
владелец известной Московской старообрядческой книгопечатни Л.А. Малехонов. Лев
Алексеевич ознакомил Съезд с задачами и целями Союза. В частности, одной из
задач Союза, по мнению Съезда, являлось решение вопроса «о возвращении
старообрядцам отобранных у них в прежнее время: церквей, монастырей,
антиминсов, икон и прочего церковного имущества». Съезд полностью одобрил идею
учреждения Всероссийского Старообрядческого Союза и избрал в Совет Союза 25
представителей от Древлеправославной Церкви. В число представителей вошли
видные деятели Церкви того времени: Рыболов Александр Михайлович, Малехонов Лев
Алексеевич, Панин Николай Алексеевич, Рубанов Константин Григорьевич, Салищев
Василий Никитич и другие.
Архиерейский Собор
Русской Древлеправославной Церкви, следуя примеру преждебывших отцов, так же
считает одной из приоритетных задач Церкви - конструктивный диалог со светским
обществом по различным общественнозначимым вопросам, рамки и цель которого
лаконично сформулировал св. апостол Павел: «Если возможно с вашей стороны,
будьте в мире со всеми людьми» (Рим.12:18).
Исходя из
вышеизложенного, Собор благословил руководителя отдела информации и правового
сопровождения диакона Виктора Кузнецова участвовать в деятельности контактной
рабочей группы для поиска возможности выработки совместной позиции Русской
Древлеправославной Церкви, Древлеправославной Поморской Церкви и Русской
Православной старообрядческой Церкви в вопросе взаимодействия с государством и
светским обществом.
Данное соборное решение
вполне согласно с разъяснением, сделанным Освященным Собором 2012 года
относительно термина «старообрядчество» применительно к Древлеправославной Церкви,
в котором, в частности, говорится: «С течением времени в общественном сознании
произошла десемантизация термина «старообрядчество». Он утерял свое изначальное
значение и используется внешними для обозначения уже не религиозного, а скорее
культурного, ментального единства потомков всех вообще противников реформ
патриарха Никона… в таком значении термин «старообрядчество», употребляемый
внешними по отношению к нам, еще может быть в некоторой степени терпим».
Предполагаемое сотрудничество Русской Древлеправославной Церкви со
Старообрядческими согласиями, как раз и ориентировано на взаимодействие в
вопросах нас сближающих: культурологических, нравственно-просветительских,
хозяйственных, экономических, правовых. Никакого богословского диалога в рамках
этого сотрудничества не предполагается, как не предполагается и прозелитическая
деятельность, совершенно исключается какое-либо духовное, молитвенное общение.
Так же не ставятся задачи достижения каких-либо политических целей или
какого-либо участия в политической деятельности.