Региональная общественная организация "Общество культуры семейских (староверов) Республики Бурятия"
» Презентация книги «Старая вера за Байкал-морем…»
![]() |
Презентация книги Сергея Петровича Петрова «Старая православная вера за Байкал-морем. Епископ Афанасий Тарбагатайский, Иркутско-Амурский Книга написана на основе архивных материалов Государственного архива Республики Бурятии, архива Митрополии Русской Православной Старообрядческой Церкви, а также воспоминаний и мемуаров очевидцев событий, происходивших в религиозной жизни староверов Забайкалья. Многие архивные материалы публикуются впервые.
В книге раскрывается история становления и развития Иркутско-Амурской и всего Дальнего Востока епархии Русской Православной Старообрядческой Церкви. Освещается ее деятельность в условиях жестоких репрессий со стороны советской власти в 1920-1930-х гг. Публикуются документы и письма, из которых читатель узнает о жизни и деятельности священномученика епископа Афанасия (1880-1938) Иркутско-Амурского и всего Дальнего Востока - выходца из семейских Забайкалья. Воскрешаются имена священнослужителей и христиан, которые, несмотря на гонения, остались верными древлеправославию – вере святой Руси. Книга адресована читателям, неравнодушным к истории России, родного края и к памяти своих предков. Приобрести книгу возможно: в г. Москве, лавка Митрополии РПСЦ (на Рогожке); в г. Улан-Удэ в книжном магазине Национальной библиотеки Республики Бурятия; в интернет-лавке "Старовер" http://lavka.starover.net/ От редактора Несмотря на значительное количество изданных статей и книг о старообрядцах-семейских Забайкалья, эта тема освещена еще недостаточно, остается еще много белых пятен. В частности, нет основательных трудов, в которых бы подробно рассматривалась религиозная жизнь семейских.В 1976 г. вышла в свет книга В.П. Мотицкого «Старообрядчество Забайкалья». В ней состояние старообрядчества в 1960-1970-х гг. представлено с атеистических позиций. В то время в результате антирелигиозной политики советской власти в Бурятии осталась всего одна старообрядческая церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы в с. Новый Заган Мухоршибирского района. Властные структуры всячески преследовали священноиерея Петра Симонова. В 1963 г. Мухоршибирский райком партии принял постановление о закрытии церкви. В 1964 г. о. Петр Симонов умер. Атеисты облегченно вздохнули. Теперь они могли не напрягаться в проведении атеистической пропаганды. Автор книги - историк старообрядческой церкви в Забайкалье. Ранее он опубликовал две брошюры о современном состоянии старообрядческих церквей в Бурятии: «Древлеправославная Церковь в Бурятии» (Улан-Удэ. 2010.) и «Русская Православная Старообрядческая Церковь в Бурятии» (Улан-Удэ. 2011.). Цель этого исследования, которую ставит перед собой С.П. Петров, - это освещение истории становления и развития Иркутско-Амурской и всего Дальнего Востока епархии Древлеправославной Христовой Церкви (ныне Русская Православная Старообрядческая Церковь). Ее реализация осуществлена на введении большого количества новых архивных материалов, обнаруженных автором в Национальном Архиве Республики Бурятии (НАРБ). Использованы опубликованные документы архива Митрополии Русской Православной Старообрядческой Церкви. Еще до создания за Байкалом епархии Древлеправославной Христовой Церкви окормлял семейских-староверов благочестивый епископ Мефодий Томский и Сибирский, который первым из святителей попал в Забайкалье. Автор на основании переписки царских чиновников по поводу его церковного служения показал, каким гонениям подвергался священнослужитель в конце XIX в. Деятельность созданной в 1911 г. Иркутско-Амурской и всего Дальнего Востока епархии выпала на самый тяжелый период истории. В 1920-1930-х гг. начались жестокие репрессии советской власти по отношению ко всем конфессиям. Но особенно жестокой была политика нового режима к старообрядчеству. Автор доказывает это, опираясь на многие архивные документы. В 1924 г. старообрядцы Бурятии, независимо от принадлежности к тому или иному согласию, активно выступили против регистрации церковных общин, чего не произошло у представителей других конфессий. В книге приводятся многие документы, свидетельствующие о протесте староверов против советской власти. Политика большевиков по отношению к старообрядцам срочно была пересмотрена. Она стала более коварной и изощренной. Большая часть книги посвящается жизни и церковной деятельности священномученика, епископа Афанасия (1880-1938) Иркутско-Амурского и всего Дальнего Востока – выходца из семейского села Тарбагатай Верхнеудинского уезда. Работы, посвященные владыке Афанасию, публиковались, но в них подробно не рассматривалась основная его деятельность – церковная. Автор уделил много внимания переписке Федотова Амвросия Феофановича с Иосифом (Антипиным), первым епископом Иркутско-Амурским и всего Дальнего Востока, находившимся в изгнании в г. Харбине. Состоял он в переписке и с протоиереем Иоанном Кудриным, бывшим Главным Старообрядческим Священником Армии и Флота Верховного Правителя России А.В. Колчака. Эта переписка позволила автору выяснить многие подробности церковной жизни того времени и взаимоотношения между церковнослужителями. В книге на основе архивных документов подробно рассматривается процедура избрания А.Ф. Федотова в епископы. В условиях репрессий удалось провести выборы с соблюдением всех канонических правил. Епископом «вдовствующей» старообрядческой Иркутско-Амурской и всего Дальнего Востока епархии впервые в истории древлеправославной церкви был избран представитель семейских Забайкалья. Деятельность епископа Афанасия происходила в обстановке неистовой борьбы «воинствующих безбожников» со староверами Забайкалья. Это показано С.П. Петровым на основе выявленных им архивных документов. В книге воскрешаются имена соратников епископа Афанасия – священнослужителей и христиан, которые, несмотря на гонения, остались верными старой православной вере. Автор повествует о последних годах жизни епископа Афанасия, замученного в 1938 г. в застенках НКВД БМАССР. В последних главах автор рассказывает о возрождении в наши дни Иркутско-Амурской и всего Дальнего Востока епархии. Должен отметить, что С.П. Петров, будучи активным старообрядческим деятелем, в изложении событий придерживается строгих старообрядческих взглядов. Это сказывается, к примеру, в освящении течений и разногласий в Синодальной никонианской церкви в 1930-х гг., а также в противопоставлении системы старообрядческого воспитания и системы современного светского воспитания, во многом сохраняющего изъяны советской школы. Он занимает непримиримую позицию в оценке антирелигиозной политики советской власти. Хочется надеяться, что эта книга восполнит в какой-то степени пробел в изучении забайкальских староверов. |
|