Вести профиль
Вести Портала Семейские в Еравнинском районе Республики Бурятия

Семейские заселялись в Еравну в четыре этапа. Первыми из-за безземелья обосновались в селе Погромное в середине XIX в. семейские из Тарбагатайской волости. Верхнеудинский земский исправник Ф.А. Беклемешев предписывает Тарбагатайскому волостному правлению объявить зажиточным крестьянам-старообрядцам приглашение поселиться вдоль Старомосковского тракта от ст. Погромнинской до ст. Шакша. Из архивного документ, обнаруженного ...
большеСемейские в Еравнинском районе Республики Бурятия

Семейские заселялись в Еравну в четыре этапа. Первыми из-за безземелья обосновались в селе Погромное в середине XIX в. семейские из Тарбагатайской волости. Верхнеудинский земский исправник Ф.А. Беклемешев предписывает Тарбагатайскому волостному правлению объявить зажиточным крестьянам-старообрядцам приглашение поселиться вдоль Старомосковского тракта от ст. Погромнинской до ст. Шакша. Из архивного документ, обнаруженного историком Ф.Ф. Болоневым, явствует следующее: «15 мая 1858 года Верхнеудинский земский суд разрешил крестьянину Тарбагатайской слободы Чебунину Алексею Семеновичу, 46 лет, с женой Акулиной Платоновой, с сыновьями Ерасимом, 17 лет, Григорием, 13 лет, Логой, 11 лет перечислиться в Погромнинское селение Кульского отдельного общества (НАРБ. Ф.207. Оп.2. Д.320. Лл. 1-2.).

Одновременно с ними из разных селений Тарбагатайской волости переселились в Погромное Тимофеевы, Григорьевы, Фомины, Сазоновы. В.А. Байбородин, ссылаясь на архивные документы (НАРБ. Ф. 169. Оп. 1. Д. 539. Лл. 59-161), пишет: «По отчетным данным считалось, что в Кульском обществе состоит на 1872 год 170 мужчин и 161 женщина, принимавшие раскольничью веру». В с. Погромное старообрядцев было 26 мужчин и 20 женщин (Байбородин В.А. Тракт подле Яравня-озера: Очерки по истории заселения Еравнинского района Бурятии. Улан-Удэ. 2005. С. 56.). В 1894 г., через 22 года, в статистическом отчете отмечено: православных (новообрядцев) в с. Погромное 231 мужчина и 219 женщин. Количество старообрядцев не указывается (Там же. С. 58.). Вероятно, к этому времени староверы уже перешли в официальную православную новообрядческую церковь.
Семейские, обосновавшиеся в с. Погромное, вступали в брачные отношения с русскими-никонианами, а также с крещеными бурятами. Так, женой крещеного бурята Виноградова Андрияна Григорьевича стала семейская Чебунина Акулина Логиновна. Крещеный бурят Виноградов Александр Григорьевич (1860-1924) был женат на Чебуниной Евдокии Григорьевне (1863-1945). Потомок древнего тунгусского княжеского рода Гантимуров Алексей Филосьевич был женат на семейской Чебуниной Анисье Григорьевне… Вступая в браки с православными новообрядцами-сибиряками и потомками крещеных бурят, они потеряли древлеправославную веру, особенности в языке и в быту и превратились в типичных сибиряков-чалдонов. В потомках нет-нет да проглянет истинно русская порода.

Былая их религиозность проявлялась постоянно. Бывшие староверы выступили одними из инициаторов строительства в с. Погромное новообрядческого храма во имя Святителя Христова Николая Чудотворца. Среди «подписантов» при сборе средств значатся фамилии бывших старообрядцев: Михаил и Иова Тимофеевы; Микита, Дмитрий, Фёдор Фомины; Григорий, Леон Григорьевы; Осип, Петр, Иван Чебунины; Михаил и Лука Сазоновы. Крестьяне с. Погрмное сделали значительные взносы (Село Погромное-Комсомольское: экономико-географический и историко-культурный очерк. Улан-Удэ. 2008. С. 40-41.). Новообрядческий храм был построен только народными силами и только за счет народных пожертвований в 1900 г. Парадокс времени: отцы возводили храм, а их дети в 1930-х гг. сбрасывали колокола и кресты. В 1937 г. церковь была превращена в клуб.

В 1850-х гг. происходило переселение семейских, вывезенных Беклемешевым с Чикоя для строительства селения, названного его именем. Семьи Андриевских, Андреевых, Филатовых, Козловых, Овчинниковых, Михайловых образовали деревни Михайловку, Константиновку (ныне в составе с. Исинга), Фёдоровку, проживали в с. Домно-Еравнинское. По данным документа, обнаруженного В.А. Байбородиным, в с. Домно-Еравнинское в 1894 г. насчитывалось раскольников 6 мужчин и 4 женщины.

Вторая волна – переселение семейских из Красночикойского р-на. В 1922 г. банды барона Унгерна сожгли деревню Менза. Погорельцы отправили своих посланцев разведать, где можно найти землю, которая бы их пригрела. Местом их поселения стала деревня Мухоршибирка Еравнинского р-на.
Первые его засельщики Климовы – Астафий, Фока, Игнат Матвеевичи, Фока Афанасьевич и Дорофей Герасимович. За 3 года до их приезда на месте нынешней Ульдурги образовалась деревенька Преображенка, переименованная в честь революционера В.М. Серова в Серовку. Основателями ее стали переселенцы с низовьев Уды, сибиряки из сел Кульска Хоринского р-на, Тарбагатая и Тальцов Заиграевского р-на. В 1933-1934 гг. прибыло несколько семей из Шоно, Красного Чикоя, Кочена. Тогда здесь поселились: Кузьмины, Москвитины, Кривошеевы, Сидоровы, Куприяновы.

Третья волна – насильственное поселение ссыльных репрессированных семейских в 1930-е гг. XX в. Это – Покацкие, Калашниковы, Заиграевы, Варфоломеевы, Борисовы…

Четвертая волна – переселение в с. Погромное в порядке оргнабора в 1970-х гг. несколько семей из сел Урлук, Голдановка, Усть-Урлук: Москвитины, Потаповы, Овчинниковы… В порядке служебного перевода в 1950-х гг. поселилась в с. Сосново-Озерское семья Устиновых из Унэгэтэя.
Выходцы из семейских зарекомендовали себя в Еравне как замечательные труженики и нравственные люди.

П.Ф. Калашников
4 дн. назад · Поделиться
 профиль
Вести профиль
Вести Портала 220 лет единоверию

(В 1801 г. никониане в Москве открыли первую единоверческую церковь)

Новообрядческая господствующая церковь для хранителей старой православной веры придумала особую переходную ступень, так называемое единоверие, духовенство которого было подчинено архиереям никонианской церкви. При этом службы совершались по старым книгам; обряды, церковные чины и обычаи были старообрядческими.

В 1799 г. часть московских старообрядцев из купеческого сословия, тяготившихся ...
больше220 лет единоверию

(В 1801 г. никониане в Москве открыли первую единоверческую церковь)

Новообрядческая господствующая церковь для хранителей старой православной веры придумала особую переходную ступень, так называемое единоверие, духовенство которого было подчинено архиереям никонианской церкви. При этом службы совершались по старым книгам; обряды, церковные чины и обычаи были старообрядческими.

В 1799 г. часть московских старообрядцев из купеческого сословия, тяготившихся преследованиями со стороны власти и господствующей церкви, обратились к никонианскому московскому митрополиту Платону с прошением дозволить им иметь священников от новообрядческой церкви. При этом были поставлены особые условия. Прежде всего они просили, чтобы правительствующий синод снял клятвы, положенные на старые обряды, чтобы их церкви освящались по старопечатным книгам, чтобы священники совершали все службы и сами были бы рукоположены непременно по старым книгам. В то же время просители ставили условием, чтобы их священников не требовали в новообрядческую церковь на общее моление с троеперстниками. Очевидно, что этими условиями просители хотели создать особое общество, отделенное от старообрядчества и от новообрядческой церкви. Митрополит Платон согласился частично удовлетворить их просьбы, но с добавлением встречных условий. Он решительно заявил, что новое общество может быть терпимо только как временное, пока его члены совершенно не отстанут от своих прежних «заблуждений». Платон подчеркнул, что новообрядческая церковь и теперь, при допущении единоверия, не изменит своих взглядов на старые обряды и книги, считая их по-прежнему погрешительными. Единоверцы же смогут быть просвещенными Богом только тогда, когда примут новые обряды и книги. Поэтому никто из новообрядцев не имел права присоединиться к учреждаемой церкви, тем более принимать здесь причастие, за исключением случаев возможной близкой кончины.

К членам нового религиозного объединения митрополит Платон относился подозрительно. Называть раскольниками он их не счел возможным, но, не признавая полностью православными, назвал их по-новому - единоверцами, или соединоверцами.

В единоверческую церковь, официально существующую с 1800 г., вступила незначительная часть старообрядцев, и на первых порах она влачила весьма жалкое существование. Старообрядцы сторонились ее как опасной ловушки, с недоверием к ней относились и архиереи новообрядческой церкви. В своих официальных отзывах они называли единоверцев полураскольниками, а то и прямо раскольниками. Число единоверцев значительно увеличилось только при Николае I, когда у старообрядцев стали отбирать часовни, церкви, скиты, мо¬настыри, иконы, книги, передавая все это единоверцам.

Единоверцы тяготились своим не¬определенным положением: служили они по старым книгам, имели своих священников, но им хотелось иметь и своего архиерея. Они неоднократно обращались в Синод, чтобы тот разрешил поставить им единоверческого епископа. Но просьбы эти не имели успеха. Только в 1918 г. собравшийся в Москве собор новообрядческой церкви решил наконец дать единоверцам епископов,но только викарных, то есть таких,которые со¬стоят помощниками у епархиальных архиереев и не обладают самостоятельностью в своих действиях.

Казалось, единоверцы добились почти всего того, о чем мечтали, и для них наступило благоприятное время. Однако революционные потрясения и вихри гражданской войны безжалостно разрушили настойчиво и терпеливо возводимое никонианами здание единоверия.
Когда новообрядческая церковь потеряла прежнее влияние под ударами большевиков и не смогла уже служить опорой единоверию, многие единоверцы вернулись в старообрядчество. Некоторые, как и в других конфессиях, поддались безбожной пропаганде или испугались. Наиболее активные единоверцы попытались было создать собственную иерархию (епископ Симон Шлеев), но когда попытка учредить Уфимскую древлеправославную церковь не удалась, сознательно пошли на сближение с Белокриницкой иерархией (епископ Андрей Ухтомский в 1932 г.) или с иерархией беглопоповцев (епископ Стефан Расторгуев).

С тех пор число единоверческих приходов неуклонно сокращалось. В предвоенные и послевоенные годы, во время хрущёвских гонений, единоверческие приходы, не получая прежней поддержки никонианской Московской патриархии, закрывались либо окончательно утрачивали самобытность и переходили на новые богослужебные обряды, становясь новообрядческими. В конце 1980-х гг. умер последний викарный единоверческий епископ Павел Саткинский, живший на покое.

Казалось бы, единоверие исчерпало себя. Но в настоящее время усилиями нескольких священников новообрядческой церкви в Москве, Подмосковье и других местах органи-зуются новые единоверческие при¬ходы, открытие которых рассчитано на «уловление душ» людей, предки которых были староверами.

История старообрядчества. Краткий очерк. М. 2007. С.24-25
8 дн. назад · Поделиться
 профиль
Вести профиль
Вести Портала Рабочая поездка председателя Народного Хурала Бурятии

24 марта 2021 г. Председатель Народного Хурала Бурятии Владимир Павлов с рабочей поездкой посетил Тарбагатайский район.

В ходе нее он побывал на крупном социальном объекте, который реализуется в рамках федеральной программы «Комплексное развитие сельских территорий». Это строительство новой поликлиники в селе Тарбагатай. В новом двухэтажном здании площадью 4,5 тыс кв.м. разместится служба первичной медико-санитарной помощи ...
большеРабочая поездка председателя Народного Хурала Бурятии

24 марта 2021 г. Председатель Народного Хурала Бурятии Владимир Павлов с рабочей поездкой посетил Тарбагатайский район.

В ходе нее он побывал на крупном социальном объекте, который реализуется в рамках федеральной программы «Комплексное развитие сельских территорий». Это строительство новой поликлиники в селе Тарбагатай. В новом двухэтажном здании площадью 4,5 тыс кв.м. разместится служба первичной медико-санитарной помощи района. Поликлиника рассчитана на 200 посещений в день.

По словам главы Тарбагатайского районы Светланы Шабаршовой, попадание в данную программу – большая удача для района:

- Более 30 лет жители ждут новой поликлиники. Обращались в разные инстанции, через разные министерства, но никак не получалось, так как объект достаточно дорогостоящий, порядка 480 млн рублей, включая оборудование. Когда началась реализация программы «Комплексное развитие сельских территорий» через министерство сельского хозяйства, мы подали заявку, с презентацией ездили в Совет Федерации РФ. На сегодня это единственная поликлиника в России по программе «Комплексное развитие сельских территорий», после нас такие крупные проекты уже не включают в программу. Можно сказать, что нам очень повезло.

Парламентарии были на строительной площадке будущей поликлиники осенью, сегодня же корпуса уже возведены, работы близятся к завершению. Владимир Павлов отметил, что этот социальный объект очень важен для всех жителей Тарбагатайского района:

- На сегодняшний момент в районе проживает около 24 тысяч жителей. Они вынуждены посещать старое здание поликлиники, которое находится в приспособленном помещении бывшей старообрядческой церкви, которую отобрали у староверов в 1937 г. Это не дело, находясь практически под боком Улан-Удэ, иметь такое низкое материально-техническое состояние.

Республиканские власти приложили усилия, чтобы началось строительство новой поликлиники. Медицинские услуги населению должны предоставляться качественно.

Глава республиканского парламента ознакомился с тем, как реализуется проект реставрации старообрядческой усадьбы 19 века в селе Нижний Жирим, которую на средства президентских грантов проводит РОО «Общество культуры семейских в РБ». В его основу взят дом Якова Петрова, деда председателя совета организации и зампредседателя Общественной Палаты РБ Сергея Петрова. Дом был построен в 1885 г., и является единственным в селе домом типа изба-связь, сохранившимся с того времени практически без изменений. Как оказалось, подобных проектов по сохранению культуры и традиций старообрядцев в России – единицы. Сергей Петров рассказал, что в Бурятии проживает порядка 200 тысяч семейских, но нет ни одного официального музея семейских.

- Архитектурная реставрация началась в 2020 г., к 30 июня 2021 г. мы должны завершить. На работах занято местное население. Согласно проекта, который получил поддержку Фонда Президентских грантов проводится реставрация усадьбы, создается дом-музей. Решено воссоздать картину, как жили наши предки, разбить сад и огород, чтобы посетители, в основном будет рассчитано на школьников, видели, как жили их предки, знакомились с культурой старообрядцев, - рассказал глава семейства.

Помимо сохранения традиций семейских, усадьба может стать и объектом агротуризма. Председатель комитета по экономической политике, природопользованию и экологии Анатолий Кушнарев считает, что дом-музей семейских может стать одним из стимулов для развития села:

- В Верхнем Жириме проживает 500 человек, каких-то производств в селе нет. Усадьба старообрядцев может войти в какой-нибудь туристический маршрут, тем более, по этой стороне находится знаменитая Меркитская крепость. Сейчас администрация района разрабатывает новый кластер под Меркитскую крепость с заездом в Нижний Жирим. Здесь нужно развивать туризм, создавать рабочие места и тем самым сохранить село, что очень важно для Народного Хурала. Люди будут заняты, смогут производить сельхозпродукцию для туристов.

По материалам пресс-службы Народного Хурала Республики Бурятия
11 дн. назад · Поделиться
 профиль
Елена профиль
13 дн. назад · Поделиться
 профиль
Вести профиль
Вести Портала 20-летний юбилей признания культурного пространства и устного творчества семейских — староверов Забайкалья - «Шедевром устного и нематериального наследия человечества» ЮНЕСКО

Такое почетное звание получило этнокультурное явление семейских 18 мая 2001 г. в Париже. ЮНЕСКО разработало концепцию и утвердило международный проект «Провозглашение шедевров устного и нематериального наследия человечества». С 2000 г. в реализации проекта участвует Россия.

2-3 октября 2000 г. в г. Великом ...
больше20-летний юбилей признания культурного пространства и устного творчества семейских — староверов Забайкалья - «Шедевром устного и нематериального наследия человечества» ЮНЕСКО

Такое почетное звание получило этнокультурное явление семейских 18 мая 2001 г. в Париже. ЮНЕСКО разработало концепцию и утвердило международный проект «Провозглашение шедевров устного и нематериального наследия человечества». С 2000 г. в реализации проекта участвует Россия.

2-3 октября 2000 г. в г. Великом Новгороде состоялся межрегиональный семинар по отбору кандидатов для включения их в список ЮНЕСКО «Живые сокровища». Традиционная народная культура семейских, проблемы её сохранения была включена в Список. Развернутое описание традиционной культуры семейских, включающие различные аудио-визуальные материалы и документы для штаб-квартиры ЮНЕСКО в Париже, подготовили Болонев Фирс Федосович доктор исторических наук и Чебунина Галина Ермолаевна – руководитель Тарбагатайского Центра культуры семейских. Видеоролик о певческой, обрядовой и бытовой культуре семейских сняла режиссер Бурятского телевидения Татьяна Хамаганова. В представлении «Этнокультурное явление семейских Забайкалья» говорилось: «Традиционная народная культура семейских Забайкалья представляет уникальное самобытное этнокультурное явление. Ценность семейских, как исторического культурного феномена России, трудно переоценить. Им удалось сохранить духовный опыт, который фактически утрачен у других групп русского народа. Реликтовый характер имеют народно-певческие традиции, которые являются шедевром устного и нематериального наследия, берущие свои истоки в древнерусской музыкальной культуре и корни которых уходят в глубокое средневековье. Высочайшую оценку заслуживают мастерство и своеобразная техника многоголосного пения, вобравшая в себя множество специальных приемов. Происходящие современные процессы и стремительные изменения во всех сферах общественной жизни, негативные тенденции всемирной глобализации несут за собой угрозу нивелирования, риск полной утраты древней культуры семейских».

18 мая 2001 г. в Париже состоялась церемония провозглашения ЮНЕСКО «Шедевров устного и нематериального наследия человечества». Из 32 стран, представляющих уникальные явления культуры народов Америки, Африки, Европы, Азии, 19 были провозглашены «Шедеврами». Среди традиционных культур Китая, Кореи, Филиппин, Бенина, Эквадора, Перу, Боливии, Доминиканской Республики, Индии, Японии и других «Шедевром устного и нематериального наследия человечества» было признано имеющая исключительное всемирное значение традиционная народная культура семейских-старообрядцев Забайкалья.

Такое высокое признание обязывает более пристально и серьезно относиться к ее сохранению и созданию необходимых условий для развития и преемственности.

П.Ф. Калашников
2 нед. назад · Поделиться
 профиль
Еще...Нет больше доступной информации.
Новые пользователи
Недавние обновления статуса
Даниил Дорофеев Огради мя, Господи, силою Честна́го и Животворящаго Твоего Креста, и сохрани мя от всякаго зла
Dimitrij Ber Dimitrij
Ольга Турчанинова .,сбережем веру,самобытность,крепость духа,культурное наследие предков
Алескандр Савельев Любитель Знаменного пения!

О сайте Правила Помощь Реклама Разработчикам Обратная связь